В свои 80 лет Тамара Москвина все еще срывает овации.
За пять десятилетий работы тренером она привела — иногда буквально — четыре пары фигуристов к олимпийским титулам. У нее хорошие шансы участвовать в завоевании пятой золотой медали в Пекине.
За несколько недель до распада Советского Союза в декабре 1991 года Тамара Москвина, самый известный в мире тренер по фигурному катанию в парном катании, встретилась с американскими журналистами на соревнованиях в Альбервиле, Франция, где вскоре должны были состояться зимние Олимпийские игры 1992 года.
Как минимум, это агенты, которые выдавали себя за репортеров. Москвина заметила, что все их аккредитации относятся к одному и тому же информационному агентству, USA Today. Пропуски были составлены неправильно, но такие безликие одинаковые удостоверения вызвали шутливое подозрение, что Москвина разговаривает со шпионами, а не со спортивными обозревателями.
— ЦРУ? она спросила.
Сейчас 80-летняя Москвина стремится тренировать свою пятую пару олимпийских золотых медалистов за пять десятилетий на Играх в Пекине с ее озорным юмором и стремлением к инновациям.
Десятилетия назад она стала одним из первых сторонников спортивной психологии. Она также привлекла хореографов из балета Мариинского театра, чтобы они помогли усовершенствовать лирический стиль катания, разработанный в ее родном городе Санкт-Петербурге, Россия, и записала свои пары в классы акробатики.
Если в советское время новейшее учебное оборудование было недоступно, то Москвина, имеющая степень кандидата технических наук. в педагогической науке, импровизировала сама. Ее фигуристы имитировали высотную тренировку, бегая с трубками для плавания, чтобы ограничить дыхание, стремясь увеличить свою способность переносить кислород для изнурительных четырехминутных упражнений, что намного дольше, чем средняя 45-секундная смена в хоккее.
Возможно, величайшей силой Москвиной была ее способность приспосабливаться к отчаянным и травмирующим переменам. Она пережила фашистскую осаду Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, во время Второй мировой войны. И она выдержала развал Советского Союза, когда на фоне экономического хаоса многие катки превратились в торговые центры и автосалоны.
Она также сохранила свою профессиональную репутацию спустя почти два десятилетия после предполагаемой подтасовки российским мафиози результатов в парном катании и танцах на льду на Играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Пара Москвиной в составе Елены Бережной и Антона Сихарулидзе с небольшим перевесом обыграла канадцев Джейми Сале и Давида Пеллетье в спорном исходе. В итоге золотые медали были присуждены обеим парам. Москвина не была замешана в скандале и долгое время отрицала свою причастность.
В документальном фильме , который сейчас транслируется на стриминговом сервисе NBC Peacock, бывшая канадская фигуристка и канадский журналист намекнули без каких-либо доказательств, что Москвина должна была знать о какой-либо фальсификации, потому что она важная фигура в спорте. Но Салли-Энн Стэплфорд, которая в то время была влиятельным международным фигурантом в фигурном катании, назвала Москвину в документальном фильме «честнейшим человеком», сказав: «Я никогда не слышала, чтобы она была замешана в каких-либо сделках или коррупции».
В видеоинтервью из Санкт-Петербурга Москвина сказала, что инцидент ее не беспокоит.
«Наши фигуристы стали очень известными, Тамара стала очень известной», — сказала она.
Москвина приехала в Пекин с двумя парами, способными завоевать медали, в том числе с Анастасией Мишиной и Александром Галлямовым , занявшими третье место после пятничной короткой программы. Победа станет 14-м разом, когда советская или российская пара выиграла золото на 16-х зимних Олимпийских играх, проводимых с 1964 года.
«Несмотря на возраст Тамары, она по-прежнему полна энергии и новых безумных идей», — сказал Олег Васильев, которого Москвина тренировала до своей первой олимпийской золотой медали в парном разряде в 1984 году.
Даже в восьмидесятилетнем возрасте Москвина продолжает кататься на коньках. До пандемии коронавируса она регулярно выполняла парный маневр с ведущим канадским тренером Бруно Маркоттом, когда они встречались на соревнованиях. Выйдя на лёд, он поднимет ее над головой.
«Я думаю, это был ее способ оставаться молодой и модной, — сказал Маркотт, — и показывать своим ребятам: «Не ведитесь на мой возраст, я все еще сильнее вас».
Это сила выше мышечной, выкованная отчаянным выживанием.
За четыре дня до рождения Москвиной, 26 июня 1941 года, Германия напала на Советский Союз. Вскоре гитлеровцы блокировали Ленинград в блокаде, которая длилась почти 900 дней. По некоторым оценкам, погибло более миллиона человек. Замерзшие тела лежали на тротуарах. Голодающие питались кошками, собаками, опилками и столярным клеем. Самые безнадежные прибегали к каннибализму, срезая с мертвецов ягодицы.
Москвина была эвакуирована в уральскую деревню, где жила семья ее матери. По словам Москвиной, рацион ограничивался 100 граммами хлеба в день, что эквивалентно 265 калориям. Дефицит пищи очевиден сегодня в ее росте, 4 фута 10 дюймов. Однажды, по ее словам, она обнаружила у своего кузена запас хлеба и, будучи такой голодной, «украла его».
Ее семья вернулась в Ленинград в 1948 году, и несколько лет спустя Москвина начала кататься на коньках в возрасте 10 лет. В хоккейных коньках, но без чехлов, она шла на носочках или скользила по уплотненному снегу примерно полмили до катка, где и оставалась часа на два-три, греясь в избе дровами, закинутыми в печку.
Она стала пятикратной чемпионкой СССР в одиночном разряде, а затем по совету своего тренера Игоря Москвина, за которого вышла замуж, Москвина стала фигуристкой в парном катании. Вместе с Алексеем Мишиным она финишировала пятой на Олимпийских играх 1968 года и второй на чемпионате мира 1969 года . Они стали, по словам Мишина, едва ли не первой парой, в которой мужчина поднял свою партнершу вверх одной рукой. Это были замечательные достижения, учитывая, что иногда они тренировались на импровизированном катке внутри церкви. Как и многие церкви после русской революции, она была закрыта и превращена в склад.
Размеры катка составляли всего 15 на 15 метров, или около 49 футов на 49 футов. Он был настолько крошечным, сказал Мишин, который с тех пор тренировал троих россиян, завоевавших золотые олимпийские медали в личном зачете, что он и Москвина иногда начинали маневр на коньках в деревянном коридоре «и бежали на лед, чтобы выполнить упражнение».
Когда Москвина начала свою тренерскую карьеру в советское время, по словам некоторых ее бывших фигуристов, она использовала новаторскую, но иногда жесткую тренировочную тактику. Она помогла обрести уверенность и постоянство, заставляя фигуристов иногда выполнять свои упражнения без разминки, и помогла отточить их концентрацию, научив их игнорировать оскорбления, которые она бросала в них, например: «Вы не можете этого делать. Вы упадете».
Иногда, по словам фигуристов, она колола их булавкой по льду, если их ноги не держались достаточно высоко, а спина не выгибалась просто так, тактика, которая сегодня сочлась бы непозволительной.
«Здесь вы бы сидели в тюрьме», — смеялась Ирина Воробьева, которую Москвина тренировала до золотой медали в парном разряде на чемпионате мира 1981 года и которая долгое время работала тренером в Колорадо-Спрингс. «Но она не пыталась причинить нам боль, просто ущипнуть нас, чтобы мы знали, что нам нужно работать лучше».
По словам Воробьевой, у Москвиной была и игривая сторона, например, она тренировалась с ватными шариками под мышками, чтобы врачи могли проанализировать ее пот, но позже призналась, что это была шутка.
Ее тренерский стиль представлял собой сочетание балетных элементов с ее собственными изобретенными движениями и вращениями, все из которых были направлены на то, чтобы вызвать эмоции у публики. Ее фигуристы выступали под музыку Рахманинова и из фильма «Рэмбо». Их номера были романтичными и элегантными, но также были исполнены силы и драматизма, вышиты страстью и украшены причудливым подражанием Чарли Чаплину.
«Тамара всегда хотела, чтобы ей аплодировали стоя», — сказала Наталья Мишкутенок, завоевавшая золотую медаль Олимпийских игр в парном разряде в 1992 году и серебряную медаль в 1994 году, когда Зимние Олимпийские игры впервые были отделены от летних.
Мишкутенок каталась с величайшим чемпионом Москвиной Артуром Дмитриевым , имевшим телосложение полузащитника и грацию артиста балета, который в 1998 году стал первым человеком, завоевавшим золотую медаль с разными партнерами. (Его партнерша в 1998 году Оксана Казакова иногда становилась раздражительной. Поэтому на олимпийском катке в Нагано, Япония, Москвина повесила вдоль бортов маленькую фотографию мужа Казаковой в рамке, чтобы успокоить ее.)
В преддверии Олимпийских игр 2002 года Москвина на четыре года перевела свою тренировочную группу в Хакенсак, штат Нью-Джерси. Целых 100 ведущих тренеров и фигуристов покинули Россию в 1990-х годах в условиях нестабильного финансового положения после распада Советского Союза. Ситуация стала настолько бурной, сказал Мишкутенок, что водители Zamboni иногда меняли горючее на водку и отказывались заливать лед на катке.
Но Москвина давно вернулась в Петербург, где в ее честь названа школа фигурного катания. И, используя пословицу, она давно признала, что политические и культурные факторы оказывают субъективное влияние на суждения, говоря: «Одни предпочитают священника, другие предпочитают жену священника, а третьи предпочитают дочь священника» (Иной любит попа, другой попадью, а третий попову дочку - русская пословица).
Золотая медаль или нет, некоторые предполагают, что это будут последние Олимпийские игры Москвиной, но она считает это преждевременным. Ей не 80 лет, сказала она со смехом, а скорее «20 лет до первых 100».