— Я знаю, что сейчас ты тренируешься, сегодня ты отзанимался уже пять часов. Давай немного откатимся назад: из-за коронавируса весь мир встал на паузу, твоя страна сильно пострадала. Расскажи нам, как закончился твой сезон, как прошли эти три месяца, когда и как ты вернулся на лёд, чтобы продолжить тренировки?
— Мы были в Канаде, Монреале, потому что Чемпионат мира должен был вот-вот начаться, но в итоге, конечно, был отменён из-за ковида. Тогда мы вернулись в Италию, где карантин уже начался, так что я сразу отправился к своей девушке и провёл там около 45 дней, вообще не покидая дом. Делать было совершенно нечего, работали только больницы, полиция, спасательные организации, больше ничего. Так что это было непростое время. Мы (нашей школой) тренировались онлайн, вдали от своих тренеров, разговаривая по Skype. Это был сложный момент для нашей страны. Мне кажется, для спортсменов правильнее всего было тренироваться ещё больше, чтобы успешно вернуться, как только появится возможность. Примерно 3 мая мы смогли вернуться на лёд – к счастью, к тому моменту его уже залили (это занимает где-то неделю) – и это было прекрасно, я никогда не отлучался ото льда на такой долгий срок со своих шести лет, так что это правда много для меня. Мы вернулись на лёд, понадобилось всего две-три недели, чтобы войти в колею, привыкнуть, вернуть прыжки, вращения и прочее и начать тренироваться, как прежде. Сейчас мы много тренируемся, соревнования на сезон распланированы, мы планируем принять участие в нескольких, но с этим есть сложности – ситуация в Италии стала лучше, болеющих уже не так много, но мы не знаем, что будет в октябре-ноябре. В любом случае, нам надо тренироваться и быть готовыми к соревнованиям.
— Наверно, так классно после долгого времени без тренировок снова ступить на лёд, почувствовать эту свободу, понять, сколько тебе даёт фигурное катание?
— Когда возвращаешься на лёд после такого долгого перерыва, первое, о чём думаешь – «Ботинки такие жёсткие! Обычно не так» (смеётся). Потом вспоминаешь, что на льду ты принадлежишь сам себе, можешь ехать быстро или медленно, делать вращения, прыжки или твиззлы, оттачивать скольжение. Свобода выбора – это замечательно, и фигурное катание предоставляет эту свободу. Конечно, в детстве фигурное катание воспринимается как весёлая игра, но сейчас это работа. Очень важно чувствовать себя свободным, и я действительно ощущаю это в фигурном катании.
Да, всё произошедшее ужасно, но это дало нам осознание того, что нам даёт фигурное катание. Возвращаясь к юниорским гран-при, какую из своих юниорских программ ты любишь больше всего?
— В 2017 у меня была программа под «Beatles», и это было замечательно. Не только из-за результатов, которых я достиг с ней – и сама программа была шикарная. Я бы и сейчас с радостью катал её, но в фигурном катании это нежелательно. Мой последний юниорский этап гран-при в Италии в 2017 был прекрасен. Это был первый раз, когда я выступал в Италии перед большой аудиторией.
— в Энье, общине Ноймаркт, так?
— Да.
— Обожаю это место, я бы хотел, чтобы там каждый год проходили гран-при. И это недалеко от Бергамо, да?
— Да, всего два часа езды на машине, очень удобно.
— Да, там красиво. Расскажи немного о том, какой опыт ты получил на юниорских гран-при и как это повлияло на твоё становление как взрослого спортсмена?
— Моя юниорская карьера была долгой. Некоторые спортсмены выступают всего один-два года на юниорском уровне, после чего сразу выходят на взрослый, поскольку они уже достаточно хороши для него. Но мой путь был длиннее: на своём первом Чемпионате мира среди юниоров я был тридцатым, а на последнем уже третьим. Так что это было небыстро, но я получил действительно богатый опыт, и именно благодаря ему на взрослом уровне я развиваюсь быстрее.
— Несомненно. Как бы ты описал разницу в ощущениях между юниорскими гран-при и взрослыми?
— Взрослые гран-при – это чудо. С самого детства, поскольку мои родители тренеры, я смотрел фигурное катание по телевизору, даже этапы в Америке, Канаде или Японии в 2 часа ночи. Когда я ехал на свой первый этап гран-при, я сказал маме: «Мам, я выступлю на Skate America! Это Skate America! Я смотрел это по телевизору всю жизнь, а сейчас сам буду выступать там, это невероятно». А юниорские гран-при – лишь 1% от того, что такое взрослые этапы, по моим ощущениям. Это замечательно, поскольку они помогают тебе расти как фигуристу, как личности, это новый этап твоей карьеры, но я обожаю взрослые этапы гран-при, для меня это лучшие соревнования, круче Чемпионата мира, Олимпиады, Чемпионата Европы.
— Да, это так, и мы очень ждём возвращения к нормальной жизни, соревнованиям, просмотру выступлений спортсменов. Вернёмся к Чемпионату мира среди юниоров 2018, потому что моя любимая твоя программа – под «Beatles», так что я был очень рад твоим словам. Сейчас мы увидим на экране твоё выступление, прокомментируй его, расскажи, что ты чувствовал в тот момент, что получилось, что ты мог сделать лучше, и в чём ты стал лучше с того проката в 2018.
— Это было давно. Да, я действительно люблю эту программу.
— Ты был очень силён в этой программе.
— О, я был очень сконцентрирован в тот момент.
— Отличная скорость на заходе на этот каскад.
— Я был очень сконцентрирован.
— Ты так посмотрел на судей, очень вовлечён в эту программу.
— Я выступал с этой программой так много раз, что начал чувствовать себя уверенно с ней. Неплохо, неплохо (прим. про тройной аксель). Сейчас он гораздо лучше.
— В чём именно лучше?
— Сейчас он выше, а пролёт больше. И мне стало проще его делать. Это была хорошая программа, достойная.
— Давай так: она очень хорошая.
— Так и задумывалось.
— В какой-то момент казалось, что ты очень уверен в себе, но затем ты сдвоил прыжок, мы ещё дойдём до этого момента. О чём ты думал в тот момент?
— Я скажу. Это будет забавно.
— Хорошо. Заход на второй аксель с отличным выездом. Отличная группировка, отличная скорость.
— Да, этот хороший.
— Этот выглядел лёгким.
— Да, он был лёгким. Вот сейчас будет ошибка, кажется. Тут должен был быть каскад, и я думал, куда мне теперь прицепить второй прыжок, но вновь не сделал его. И тогда я думал: «Я могу прицепить его ещё куда-то». Но снова сдвоил. Я такой спортсмен, который всегда пытается исправить ошибки по ходу проката. Если я не исполняю прыжок, я стараюсь всё-таки сделать его позднее. В конце программ, когда я уже сделал все сложные элементы, я люблю наслаждаться музыкой, веселиться.
— Это было прекрасно, потому что хоть ты справился и не со всеми прыжками, ты не позволил этому повлиять на настроение проката. Это важно.
— Да, это крайне важно. Даже если ты допустил ошибки, ты не можешь думать: «О нет, ну как так. Почему!?» Ты должен сказать судьям: «Да, я ошибся, но у меня ещё есть пара минут, чтобы рассказать свою историю».
— Прекрасная программа.
— Да, это было неплохо, хоть и с парой ошибок. Отличная программа.
— Подо что ты катаешься в этом сезоне?
— В этом сезоне у меня очень особенная музыка, «Romanza» в исполнении итальянского певца Андре Бочелли. Она особенная, потому что этой песней Андреа обращается к своей матери, которая незадолго до этого умерла. Песня очень глубокая. Я тренируюсь в Бергамо, и в этом городе была одна из худших ситуаций с коронавирусом. Мы переживали тяжёлое время, и эта программа посвящается людям, которые потеряли друзей и родных. В Италии как нигде ощущается серьёзность происходящего в мире, и таким выбором музыки мы хотим поблагодарить больницы, медицинских работников. Это очень глубокая песня, я действительно ощущаю это. Мне сложно объяснить это на английском. Произвольную программу мы с папой (поскольку, очевидно, сейчас нет возможности работать с зарубежными хореографами) завершили пару дней назад, она под музыку из фильма «Величайший шоумен», песня «From Now On». Она очень воодушевляет меня, раньше я слушал её перед соревнованиями и однажды решил, что хочу программу под неё. Это будет прекрасно.
— Я обожаю эту музыку и хочу поскорее увидеть твою программу под неё, она такая эмоциональная, заряжает энергией. Маттео, до этого мне не удавалось вдоволь пообщаться с тобой, и этот разговор стал настоящим открытием для меня. Ты очень умный, отлично рассуждаешь, и ты упомянул, что «тебе сложно изъясняться на английском», но ты прекрасно справляешься с этим.
— Спасибо.
Ты кажешься очень искренним и честным молодым человеком, и это видно по твоему катанию, слышится в твоих словах, и мы счастливы видеть тебя в ISU.
— Спасибо большое, спасибо.
— Мы будем следить за развитием твоей карьеры очень внимательно. Спасибо за то, что поговорил с нами. Надеемся, зрители тоже насладились этой беседой. Ещё раз спасибо, Маттео, что присоединился к нам. С вами был ведущий Тед Бартон.
— Спасибо вам и спасибо ISU.