Вы готовились к чемпионату мира, но вас не взяли в основной состав. Как восприняли эту новость?
Была расстроена, но духом не упала. Сейчас тренируюсь в том же режиме, что и раньше, расслабляться нельзя. Дальнейшие планы тоже не поменялись, я продолжаю кататься и не собираюсь заканчивать карьеру.
Но недавно вы говорили, что 22 — уже почтенный возраст для фигуристки.
Я, скорее, шутила: мне не хочется ставить себе какие-то рамки, я буду отталкиваться от своих ощущений и кататься, пока позволяет здоровье и есть желание. Нет какого-то правильного возраста для ухода из спорта, сейчас все быстро меняется, например, Каролина Костнер каталась до 30 лет. Я надеюсь все-таки побывать на Олимпиаде — с третьего раза должно получиться.
Как вы думаете, почему ваш номер под Бритни Спирс, впервые показанный в Канаде, стал интернет-хитом?
Я отличаюсь от других фигуристок: мне нравится привносить в этот спорт эпатажную изюминку, быть яркой и смелой, не совпадать с привычным образом девушки на коньках. Как ни странно, несмотря на почтенный возраст, мой тренер Алексей Николаевич Мишин тоже очень смелый, живой, стремится ориентироваться в трендах, поэтому мы друг друга отлично понимаем. Правда, на номер под Toxic его пришлось немного поуговаривать. Но, так как я уже взрослая и опытная, у меня есть небольшое преимущество — после рассказа о том, что все знают эту мелодию и публике выступление точно понравится, он согласился. Я знаю, что только на YouTube номер посмотрело больше миллиона человек, но стараюсь не воспринимать это всерьез. Уверена, что это было круто, хотя негатива тоже было много, особенно от женщин. Люди привыкли к определенному формату фигурного катания, а тут пришла какая-то выскочка и навела шороху. Конечно, это злит. Но я научилась не принимать *нелюбителей* близко к сердцу: когда ты знаешь себе цену, чувствуешь себя и свое состояние, легче отталкивать негатив. Я посмотрела на себя в зеркало, признала, что у меня не модельная фигура, что я маленькая и с формами, и полюбила себя такой. Кому-то это может не нравиться, но это уже не мое дело. Все комментарии — ничто, если уважаешь себя.
Далеко не все, кто занимается спортом, выбирают карьеру профессионального атлета. У вас спортивный характер?
Я была очень активным ребенком, мне было важно куда-то деть энергию. Причем мои родители не из тех, кто будет заставлять чем-то заниматься, они не внушали мне: «Ты должна стать чемпионкой». Это есть в моем характере: даже на простых «веселых стартах» мне было важно прибежать первой. Возможно, это связано с тем, что мой папа тоже был спортсменом, у него была воля к победе, которая мне передалась.
В 2006 году на вас, десятилетнего ребенка, обратил внимание Алексей Мишин — по сути, тренер номер один в российском фигурном катании. Что ощутили?
Ничего: я еще ничего не понимала, была совсем маленькой. Лишь с возрастом осознала, какой легендарный человек меня тренирует. С нашего знакомства с ним как раз и началась моя профессиональная спортивная карьера. Тогда моя жизнь изменилась: детство закончилось, я все время ездила на сборы, спорт был на первом месте. Конечно, были моменты, когда хотелось все бросить. Сомнения прошли, когда я поняла, какой мир меня ждет: я начала путешествовать по миру, общаться с разными людьми. Я подумала: «Да моя жизнь гораздо круче, чем у обычных школьников!» Мне пришлось повзрослеть раньше других, но тогда я была этому даже рада. Это сейчас я понимаю, что лучше бы подольше оставалась ребенком.
Я отличаюсь от других фигуристок: мне нравится привносить в этот спорт эпатажную изюминку, быть яркой и смелой
У вас неровная карьера: после серьезных побед 2012–2013 годов вы стали показывать далеко не лучшие результаты. Что произошло?
Переходный возраст, олимпийский сезон, меня сломала ответственность. Начали появляться грудь, бедра, я поправилась, а на льду ощущается каждый грамм — меня это подкосило. Я постоянно думала о соревнованиях, поставила себе невыполнимую задачу. Поэтому 2014 год был для меня провальным. Я нагнетала ситуацию, она казалась мне гораздо серьезнее, чем была на самом деле, я накручивала себя. Из-за этого у меня такая странная карьера — все идет от головы. Когда я не попала на Олимпиаду, сломала ногу, вылетела из сборной, то поняла, что хуже уже быть не может. Это помогло мне отпустить ситуацию и начать наслаждаться тем, что есть. И тогда пришло время снова почувствовать вкус победы. Я выходила на лед и не боялась, что у меня что-то не получится. Эту легкость сохранять очень сложно — после того сезона три года у меня ее не было. Нужно постоянно себя мотивировать, чувствовать, кто ты есть и что ты можешь. При этом нельзя каждый выход на лед воспринимать как чемпионат мира — иначе это тебя сломает.
Сейчас вы занимаетесь не только фигурным катанием, но и развиваете личный бренд, пробуете себя в комментаторстве, активно ведете инстаграм @liza_tuktik. Это не совсем обычно для постоянно соревнующегося спортсмена.
Я думаю о том, куда пойти после завершения карьеры. Иначе у меня останется всего два варианта: тренерство и шоу. Мне хочется познавать мир, и я не уверена, что жажду 100% своей жизни посвящать катанию. Концепцию моего будущего бренда я пока еще разрабатываю. Гораздо лучше, когда у тебя есть выбор, чему себя посвятить. Хотя начинать с нуля очень тяжело.