ДОЛГОИГРАЮЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
– Вам несколько раз на протяжении своей тренерской карьеры приходилось выводить спортсменов из состояния послеолимпийского "выгорания" и вести их к следующей Олимпиаде. На этот счет существует какая-то технология или каждый раз это состояние проявляется по-разному?
– Спортсмена прежде всего нужно "отпустить": дать ему возможность пережить достигнутый результат, насладиться им. Это не просто отдых от физических нагрузок. Скорее от постоянной концентрации и максимальной отдачи на соревнованиях на протяжении достаточно продолжительного времени. Такое состояние всегда имеет долгоиграющие последствия, которые не измерить никакими приборами и о существовании которых ты узнаешь только тогда, когда с ними сталкиваешься.
– Это меняет и тренировочную работу тоже?
– Конечно. Приходится заменять часть тренировок показательными выступлениями, придумывать и разучивать какие-то новые элементы, чтобы переключить сознание спортсмена в неожиданное для него русло – с тем, чтобы только к концу послеолимпийского сезона плавно подвести человека к привычной работе. Причем сделать это так, чтобы на него не давила постоянная необходимость кому-то что-то доказывать. И тем более доказывать что-то в борьбе с теми спортсменами, кто не участвовал в Олимпийских играх и вообще не знает, что это такое.
– Но вы же понимаете прекрасно, что в голове любого чемпиона вместе с победой прочно застревает мысль о том, что он всем кругом должен.
– Для этого тренер и должен понимать, что происходит с его спортсменом. И четко контролировать, чтобы спортсмен начинал серьезную работу действительно отдохнувшим. А не потому, что кто-то ждет от него результата.
– Когда вы впервые столкнулись с этим явлением?
– Не помню. А раз не помню, значит, это удалось преодолеть без больших проблем. Зная себя, могу предположить, что, скорее всего, я тогда разговаривала с теми, кто уже все это проходил. С Чайковской, с Тарасовой, с Игорем Борисовичем. Наблюдала за тем, что со своими чемпионами делал Станислав Жук. И задавала вопросы. Наверняка были какие-то ляпы, но это нормально, когда чему-то учишься.
В целом я тогда поняла главное: что спортсмен после Олимпийских игр – как скаковая лошадь после скачек. Которую первым делом надо укутать, напоить и дать ей хорошенько отдохнуть. Понятное дело, что если вместо этого хлестануть лошадь кнутом, она поднимется и, возможно, сможет бежать еще какое-то время. Возможно, даже быстро. Но потом упадет и сдохнет. Поэтому конюху, в смысле – тренеру надо, прежде всего, понять: ты намерен идти со спортсменом дальше или нет? Если да, это требует большого терпения и больших сил.
– А разве от вас, как от тренера, не требовали постоянного результата, когда подопечные начали выигрывать?
– Конечно требовали. Но удавалось как-то уклоняться. Списывать какие-то вещи на травмы, на болезнь, на что-то еще. Просто в этом отношении крайне важно все четко разложить в собственной голове. Сесть и подумать: что для тебя и твоего спортсмена действительно важно, а на что можно не обращать внимания. Ведь далеко не всегда интерес спортсмена совпадает с интересами той же федерации – к этому тоже нужно быть готовым.