В: Стефан, поздравляем тебя с первым мировым титулом твоего ученика!
Стефан: Это титул Шомы, по правде говоря. Я всего лишь удостоился чести поддерживать его на спортивном пути. Он всегда носил внутри всё необходимое для этого, а я лишь помог ему собрать пазл воедино. Я счастлив видеть то, что происходило сегодня во время произвольной. Когда я принял Шому у себя в Шампери, после его неудач в Гренобле в 2019-м, главное, что я хотел показать ему – удовольствие, которое можно получать от фигурного катания, и красоту, которую чувствуешь, будучи на льду. И сегодня я видел это, во второй половине проката – он показал эту свободу!
«Болеро» – грандиозная, насыщенная музыка, и она не прощает ошибок. Это означает, что свой сложный технический контент ты обязан исполнить в соответствии с тем, как звучит музыка. Сегодня Шома выбрал представить на этой арене одну из сложнейших произвольных программ всех времен, в которой еще и пять четверных! Самая большая сложность заключалась в том, чтобы сплести воедино музыку и сложный контент. И конечно, с пятью четверными не так-то просто отпустить себя и выражать эту музыку, как Шома смог сделать сегодня. Он поразил меня и качеством контента, и собственной артистической динамикой, которая подчеркнула дух этой программы. И когда он сделал все сложнейшие прыжки, я увидел, как просветлело его лицо. Он просто засиял, и мне это так понравилось! Он отпустил себя, и был свободен в своем прокате. Он выражал невероятное удовольствие, и подарил мне много удовольствия. В фигурном катании присутствует соревновательный дух, но и в этом духе должно быть веселье.
В: Сколько времени понадобилось, чтобы достичь такого высокого результата?
Стефан: Я надеялся, что увижу прокат такого качества немного ранее в сезоне. Ещё, меня поразило качество всех элементов в прокате, сегодня его техника на высоте. У Шомы всегда была особенная аура, и определенная харизма. Его подход к фигурному катанию можно назвать «кошачьим». Все хореографы, которые с ним работали, хорошо понимали, как работает его тело, и смогли оценить его. Барочная музыка, которая звучит в его короткой программе (Стефан имеет в виду Oboe Concerto), толкает его в таком направлении, в каком он пока не мог себя представить. Как только он чувствует связь с музыкой и начинает движение, нельзя не поразиться тому, каким образом он может переплетать одно с другим. У него всегда была чувствительность к музыке, он слышит её от природы. А также – высокий телесный интеллект, который сильно упрощает хореографическую работу с ним. Вернее, это упрощает творческий процесс с ним. Без таланта Шомы барочную музыку просто так не поставить. Вот что действительно помогает ему наполнять свои прокаты.
В: Как вы оцениваете путь, по которому развивается фигурное катание?
Стефан: Меня очень раздражает видеть, как в фигурном катании пренебрегают качеством самого катания. Так часто можно видеть, как фигурист исполняет такие-то элементы, хотя музыка прямо говорит о противоположном!
В: В любом случае, титул Чемпиона мира Шомы оправдывает то направление, в котором вы работаете
Стефан: Да, это так. Здесь, в Монпелье, соревнования в короткой программе мужчин были прекрасны. Соревнования среди женщин – тоже, и они подарили некоторую надежду. Оба соревнования показали, что фигурное катание не должно быть битвой четверных, а должно быть битвой красивых программ, содержащих несколько четверных. Надо понимать, что техника и артистизм идут рука об руку – если ты умеешь органично двигаться, то и технические элементы будут высокого качества.
В: Что вы думаете об Илье Малинине? Я спросил его, как он умудрился засунуть в артистическую программу свой огромный набор четверных, а он ответил мне, что программа – это не просто набор движений, это одно движение, внутри которого располагаются различные элементы...
Стефан: Илья прав: программа – это единое движение, от начала и до конца. Каждый должен стремиться достичь этого. Но это не так-то просто!