C согласия Ирины Ч., незарегистрированной на этом форуме, публикую здесь написанную ей статью и сделанную ей подборку кадров.
Болеро для девочки на шаре
Появившаяся в августе в социальных сетях информация о музыке к новой произвольной программе Камилы Валиевой никого не оставила равнодушным. Наверное, большая часть любителей фигурного катания была удовлетворена: да, именно такая музыка и нужна Камиле. Неоднократно высказывалось мнение, что эту программу было бы неплохо оставить для олимпийского сезона. Что же такое «Болеро» Равеля и что такого в этой музыке, что даже объявление о ней в качестве музыкального сопровождения воспринимается как определенное заявление, вызов?
Музыка изначально создавалась для танца: «Болеро» было написано Морисом Равелем (1875-1937) по заказу балерины Иды Рубинштейн. «В 1928 году, по просьбе госпожи Рубинштейн я сочинил «Болеро» для оркестра. Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». 22 ноября 1928 года в Париже состоялась премьера «Болеро», прошедшая с огромным успехом. На сегодняшний день эта композиция является одной из самых исполняемых в мире.
Единственную сольную партию танцевала Ида Рубинштейн, хореографом выступила Бронислава Нижинская, а художником спектакля был Александр Николаевич Бенуа (приятно отметить «русский след» в создании этого шедевра). Это была первая из многочисленных попыток воплотить хореографическое осмысление этой завораживающей мелодии.
Что интересно, сам Морис Равель был невысокого мнения о своей работе и не верил в долгую концертную жизнь этого произведения из-за навязчивой монотонности. Так что, когда после первого же исполнения мелодия стала шлягером, автор был удивлен больше других. Не любил рассказывать об этой работе: «Болеро» — мой шедевр? К несчастью, это пустая музыка», - как-то заявил он. Шутили, что у автора было мало времени на выполнение заказа, отсюда и бесконечно повторение одной и той же темы.
Эта гипнотическая музыка была и остается невероятно привлекательной для хореографов, свои «Болеро» создавали Михаил Фокин и Серж Лифарь, Вахтанг Чебукиани, Алексей Ратманский, Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев, она звучит в фильмах, ее используют в фигурном катании и художественной гимнастике. Но по праву наиболее известная и наиболее удачная хореографическая интерпретация «Болеро» принадлежит еще одному Морису - Морису Бежару (1927-2007), гению хореографии ХХ века.
В поставленном в 1961 году «Болеро», Бежар достигает практически идеальной гармонии музыки и движения. Предельная лаконичность антуража: сцена-подиум для солиста, и стулья, на которых сидят артисты кордебалета. Как отмечает балетный критик Вадим Гаевский, здесь идеально претворен в хореографическое действо динамический принцип равелевского «Болеро», принцип нарастания, принцип крещендо. Постепенно увеличивается число танцовщиков кордебалета, которые из зрителей превращаются у участников почти ритуального представления. Нарастает энергия танца, исполняемого на узком пространстве сцены танцовщиком-солистом. Каждая поза - это знак, каждое движение наполнено смыслом. Тело танцовщика в этой постановке как бы разделено на две части: на протяжении всего танца ритм выражается ногами, а корпус тела и руки изображают мелодию.
В 1974 году «Болеро» увидела Майя Плисецкая (1925-2015) и, по ее выражению, "заболела" этим балетом, бредила им. Она написала письмо Бежару, и в 1978 году ей пришло предложение исполнить этот балет для телевидения. Для нее, как для классической балерины, выученной танцевать в совершенно другой манере, другим постановкам рук и ног, авангардная на тот момент хореография Бежара стала непростым испытанием, сложно было запомнить все движения, запомнить последовательность эпизодов. Когда смотришь видео, в это трудно поверить, как и в возраст исполнительницы, которой на момент записи фильма исполнилось 50 лет. Майя не просто исполняет балет, она танцует музыку, она сама музыка, настолько она естественна в «Болеро».
Именно «Болеро» Бежара в исполнении Майи Плисецкой напомнило мне выступление Камилы Валиевой в ДС «Мегаспорт», когда она представляла свою новую произвольную программу во время открытых прокатов. Я сразу оговорюсь, речь не идет о перенесении хореографии Бежара на лед и тем более о заимствовании. Я бы назвала это словом «трибьют» – «посвящение».
Чем напомнило, спросите вы, где сходство между искусством и спортом, признанным шедевром и произвольной программой, легендарной звездой балета и фигуристкой-юниоркой? Прежде всего, это руки. Неповторимые руки Майи Плисецкой и поющие руки Камилы Валиевой, которые любители фигурного катания отмечали у этой девочки еще в самом нежном возрасте. Балет Бежара начинается в полной темноте, луч прожектора выхватывает руки балерины, которые и начинают этот танец. При прокате соревновательной программы такое осуществить невозможно, но на Камиле алые перчатки, к которым приковано внимание зрителей. Опущенные кисти, четкие, графичные линии рук, корпуса, горделивая осанка, ритмичная смена поз – во всем этом мне слышатся отзвуки «Болеро» Бежара. Разумеется, программа Камилы - это самостоятельное произведение, другое по настроению, насыщенное сложнейшими техническими элементами, прыжками, вращениями, связками, шагами, здесь много оригинальных находок хореографов-постановщиков. Тем более интересно находить здесь "отсылки" к танцу Майи Плисецкой.
Смысл балета трактуют по-разному. Для меня это танец-противостояние с самим собой. Он воплощает борьбу с собственными страхами, неуверенностью, сомнениями и в финале - триумфальную победу над ними. Я желаю Камиле обрести абсолютную уверенность в своих силах, показать в полной мере, какая она есть на самом деле: уникальная, неповторимая, сильная. Уверена, что от старта к старту эта программа будет играть новыми красками, откроет новые грани таланта Камилы, хотя даже то, что мы увидели на открытых прокатах в Мегаспорте, было потрясающе сильным исполнением. Но мы избалованы нашими девочками и ждем шедевра от Девочки на шаре. Ни больше, ни меньше! От всей души желаю, чтобы новая программа Камилы Валиевой встала в один ряд с легендарным «Болеро» Джейн Торвилл и Кристофера Дина.