Дмитрий Парадизов известный в театральных кругах создатель костюмов. Факт работы с таким мэтром, как Николай Цискаридзе, говорит о многом. Будучи большим поклонником пары, Евгения Тарасова и Владимир Морозов, я стала искать информацию о том, кто же автор их новых костюмов. Скорее всего, я бы так и не узнала, если бы тайну авторства в своем инстаграме не раскрыла @mozer_team. С тех самых пор я мечтала пообщаться с Дмитрием и узнать, как он стал сотрудничать с фигуристами и как же создавались эти прекрасные костюмы.
- Вы известны, прежде всего, как создатель костюмов для артистов балета. Как Вы пришли в профессию и как Вы стали создавать костюмы для фигуристов?
- Да, я всю жизнь занимаюсь производством балетного костюма, но за долгие годы работы выполнялось большое количество заказов, в том числе для народных коллективов, хоров. Балетный костюм основной, но я мастер театрального исторического костюма, это объемное понятие. Пришел в профессию я очень рано, в 16 лет, работал в Киевском государственном академическом театре оперы и балета. В общей сложности уже 30 лет как я в профессии. Мы сделали много цирковых костюмов. Жанр зависел от художников, с кем довелось сотрудничать. В общем, все, что прыгает, ползает, поет на сцене, мне интересно Мне всегда нравилось, что наши работы долгие годы живут на сцене. Теперь работаю со спортсменами. Это совершенно отдельный удивительный мир. Интересно дружить с талантливыми перспективными людьми, которые на примерках рассказывают о том, как готовят программы. Смотрю по телевидению выступления, ловлю себя на мысли, что переживаю за них, как их болельщики, близкие люди. Это уже стало частью жизни. Некоторые люди ходят на работу, не получая удовольствия от нее. Мне же в этом смысле повезло. Моя работа тяжелая, но творческая.
- В чем принципиальная разница в работе над костюмами для балета и для фигурного катания?
- Прежде всего, разница в том, что это была неизвестная для меня специфика, пришлось кое-чему научиться. Ничего нового за 30 лет в профессии нет, но нужно было знать особенности льда. Театр построен по-другому: в театре есть кулисы, есть задники, сцена другого цвета. Все постановки в театре заточены на центр восьмого ряда партера, здесь лучшие зрительские точки. В театре очень многое можно сделать светом. Таких возможностей на льду нет, лед мертвого белого цвета, этот цвет очень холодный. Подсвечивается он не театральным светом. Многие цвета тканей в таких условиях «погибают». Нужно знать, какие цвета смотрятся ужасно, катастрофически. Мне нужно было в сжатых темпах изучать вопрос по поводу цветоматериалов. Были и ошибки, я ездил на тренировки, где все сразу было видно.
В театре некоторые труппы выходят в тех костюмах, что были пошиты еще в 90-х годах. У фигуристов иная амортизация костюма. Однако костюм все равно должен быть сшит очень качественно. Когда делаются поддержки, некачественное выполнение костюма может быть опасным. Так, Вы видели, как юбка спасла Женю Тарасову от падения, когда Володя Морозов ловил ее с поддержки.
- Расскажите, пожалуйста, кто заказывал у Вас костюмы из фигуристов ?
- В первый сезон своей работы с фигуристами я работал с Бетиной Поповой и Сергеем Мозговым. Во второй сезон (прим. в сезоне 2019-2020) костюмы у меня заказали Наталья Забияко и Александр Энберт, Анастасия Скопцова и Кирилл Алешин и Евгения Тарасова и Владимир Морозов. К сожалению, Наташа Забияко и Александр Энберт не смогли продемонстрировать костюмы, они завершили карьеру. Это прекрасные ребята, я очень рад знакомству с ними. Редко среди спортсменов можно встретить столь высокообразованных, интеллигентных людей. Все же спорт ограничивает в образовании в полной мере. Потом уже спортсмены добирают недостающего по времени образования. И Наташа, и Саша поразили меня своей интеллигентностью. Жаль, что их карьера закончилась так быстро. Возможно, когда-нибудь пересечемся, если они займутся тренерской деятельностью. Надеюсь, ребята еще появятся в этих костюмах на льду. Костюмы очень красивые, там было много Наташиных идей, ребята сами подбирали музыку. Бетина Попова и Сергей Мозгов также закончили карьеру из-за проблем со здоровьем. Удачи им, мне было приятно с ними общаться и дружить.
- Ваши костюмы для Евгении и Владимира к короткой программе «Болеро» были номинированы на премию ISU Skating Awards. Что это для Вас значит?
– Мне очень приятно, что мои костюмы номинированы на такую высокую награду. Очень жаль, что церемония не состоялась. Но такие обстоятельства. Мне очень приятно, что ребята прекрасно выглядели и кому-то это понравилось.
- Костюмы к «Болеро» для меня лучшие за всю карьеру ребят. Как Вы начали сотрудничество, каковы были особенности в работе над этими костюмами?
- Заказом костюмов для Евгении Тарасовой и Владимира Морозова руководила их тренер, Нина Мозер. Она человек, который знает, чего хочет. Редко, когда встречаются такие профессиональные заказчики. Мы очень быстро нашли общий язык, она не продавливала свои идеи. Музыка «Болеро» мне хорошо известна из театральной жизни. При работе над костюмами для Тарасовой и Морозова мне пришлось перелопатить огромное количество фотоматериала, чтобы нигде не было плагиата. Нужно было сделать так, чтобы стиль костюмов не был слишком спортивным, при этом костюмы не должны были попахивать цыганщиной и в то же время должны были идти вразрез с ассоциативным рядом музыки. Когда музыка очень известна, я стараюсь сделать костюм таким образом, чтобы он привлекал внимание, так как уже не соответствует ассоциативному мышлению зрителя. Так, красный и черный всегда ассоциируется с испанской музыкой.
- Расскажите, пожалуйста, как создавались костюмы к произвольной программе ребят, Ti amo?
- С произвольной программой дела обстояли проще, поскольку у ребят был комплект костюмов, пошитый в другой мастерской, он не очень понравился тренерскому составу. Была просьба сделать что-то принципиально иное. Единственная сложность состояла в эксперименте с цветом костюма для Володи. Мне очень понравилось работать с ребятами. Женя и Володя оказались очень профессиональными, с ними было легко, так как они точно знали, чего они бы не хотели и четко знали, что им бы не понравилось. Ребята относились с доверием к моей работе. Они получали костюмы практически без примерок, в Америку их отвезла Нина Мозер. Мы все очень переживали, подойдут и понравятся ли ребятам костюмы. К счастью, все обошлось. Женя и Володя очень дисциплинированны. Как-то примерка у нас даже была почти в 6 утра перед отлетом. Женя меня обаяла, она чУдная, милая и очень добрая девушка. Володя был более требователен к костюмам, но я уважаю профессионализм, я не стеснялся прислушиваться к их советам. Сначала у нас была несколько иная задумка, но за такой короткий срок я не смог найти материалов, отвечающих этой задумке. Мы быстро все поменяли, они с пониманием и спокойствием отнеслись к таким переменам. Тренерская команда также все приняла и была очень благодарна. Мне было очень приятно, что люди таких званий с большим уважением относятся к труду. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество, если ребята и тренерская команда сочтут это нужным.
- Многие дизайнеры выкладывают свои работы в инстаграме. Не возникало ли у Вас такого желания?
- Это правильно, своеобразный способ общения. Я этого практически не делаю. Честно говоря, у меня на это нет времени, в этом плане я чрезвычайно ленивый человек. В своем кругу меня знают заказчики, у меня достаточно работы. Когда ее будет мало, будет недостаток заказчиков, наверное, начну выставлять свои работы в инстаграме. Я люблю свою работу, не считаю, что делаю что-то выдающееся. Как говорила Коко Шанель, все великие уже умерли. Но реклама и инстаграм - это правильно, мы живем в современном мире. Наверное, это недостаток, что не выкладываю. Возможно, надо исправиться
- Как и чем вдохновляетесь при создании костюмов?
- Вдохновение приходит из разных источников. Иногда вдохновляют люди, иногда музыка, иногда задачи, поставленные перед тобой.
- Какие материалы Вы используете при создании костюмов? Часто читаю группы, посвященные фигурному катанию. Поклонники иной раз критикуют сетку на костюмах. Действительно ли правильную сетку тяжело подобрать?
- Знаю, что многие фигуристки не любят сетку на руках, например. По крайней мере, у меня были такие заказчицы. Дело в том, что на льду нужно использовать стрейчевые материалы, сетка - один из таких материалов. Если кто-то из заказчиков ее не любит, нужно думать, чем ее заменить. Но без сетки в костюме для фигурного катания обойтись невозможно. Это прекрасный в работе и эксплуатации материал, правильно подобранный цвет всегда будет хорошо работать
- Нередко ведутся споры между теми, кому нравятся костюмы с как можно большим количеством украшений (драгоценных камней, страз и т.д) и теми, кто за минимализм. Какой стиль ближе Вам?
- Я всегда за минимализм. У меня были хорошие педагоги. Я, слава Богу, знаю, что такое вкус, потому что кричит только безвкусица. Вкус молчалив. Я работал в театре, где считалось, что петь громко не значит красиво. Один из моих хороших учителей говорил, что вещь смотрится всегда дороже, когда на ней меньше отстрочек и отделки. Это требует большого профессионализма, потому что забить комбинезон стразами легче, чем сделать так, чтобы он выглядел элегантным без них или с минимальным их количеством. Достичь успеха в минимализме намного труднее, я же всегда шел по пути наибольшего сопротивления, не люблю безвкусную цыганщину в костюмах. Но мне кажется споры на эту тему так же бессмысленны, как спор «какое море тебе больше нравится: Черное или Каспийское?». У каждого свой стиль, вкус, почерк. Но мое любимое выражение - «вкус молчалив, безвкусица кричит». Оно помогало мне в работе приобретать особенных клиентов. Ко мне никогда не идут люди, желающие получить среднее безвкусное платьице или костюм, чему я очень благодарен.
https://www.instagram.com/p/B-P_QrVJqR8/?igshid=14lnj..