— Сезон по сути закончен почти для всех российских фигуристов, которые вне сборной. Елизавета Туктамышева — звезда, но все равно, скорее всего, уже никуда не поедет.
— Это абсурд, на самом деле. У Лизы в этом году было очень мало стартов, а программа классная, которую хотелось бы смотреть и смотреть. Да в общем, у всех наших фигуристов по-своему крутые программы. А получается, ты катаешься полгода, а потом в сезоне не участвуешь. Но в этом есть и плюс, у тебя еще полгода на подготовку к следующему сезону. За это время и пятерной можно выучить, и уникальный шедевр поставить. Но все равно это немного грустно и для зрителей, и для спортсменов.
...
— Вся суть в одной фразе. Хорошо, давайте тогда про женщин, там понятнее. Еще и получилось, что ожидаемая тройка могла измениться, у Елизаветы были шансы.
— Лизка — молодец, что пошла на риск, она большая умница. Сумела заставить себя, перебороть страх, а это очень непросто. Даже сейчас на мастер-классе увидела: молодые прыгают и все делают без оглядки, а взрослые сомневаются и анализируют. А тут элемент ультра-си на главном старте страны, когда ты его исполняла только на тренировках, а твои соперницы оснащены до зубов! Для себя она справилась. Знаю, что на тренировках она прыгает четверной тулуп в разы лучше, но это совсем другое. Мы увидели лишь первый шаг на пути к четверному Лизы.
— По крайней мере она остановила причитания о том, что четверной можно сделать только в 15 лет, мол, остановите это.
— И я не уверена, что это хорошо. Я не вижу в четверных блага для людей. Нагрузка на спину, колени, стопы колоссальная. Конечно, Лизе в 23 года вставить такой элемент сложнее, ей априори тяжелее кататься, тренировки с четверным жестче, износ организма... Я своему ребенку сказала бы: «Ты прыгаешь двойные и не больше!» (смеется)
— Но вопроса о сборной для Лизы не стоит? Если говорить о чемпионате мира.
— Только если травмы, замены. Надеюсь, такого не случится. Девчонки и так молодые, не дай бог им какие-то травмы получать. А так — нет. Лиза пойдет в шоу, у нее свое шоу 9 марта в «Юбилейном» будет.
— Вы участвуете?
— Конечно! А как без меня-то?
...
— Все задаются вопросом, надолго ли они наверху.
— Думаю, да. Почему? Лиза прыгала свой первый четверной на удочке в 13 лет. У нее был запас, она могла его прыгнуть и без удочки, но тогда нужды в этом не было. Триксель она в детстве еще прыгала. Если техника есть — после пубертата ее возможно восстановить, практика это доказывает. Так что если, не дай бог, что-то у Саши, Ани или Алены пойдет не так, девчонки смогут вернуться. Техника у них точно есть, у каждой своя, у кого-то силовая, у кого-то нет.
— Но нет ощущения, что интрига у нас на время пропала? Ведь с ними только Лиза и может бороться.
— Ну, Лиза у нас самая опытная! По возрасту и по жизни.
— Только Алену Леонову упомянем, чтобы никто не обиделся.
— О, у меня очень большое уважение к Алене, Сереже Воронову. Они тренируются и выходят на соревнования с осознанием, что, может быть, не всегда претендуют на высшие места. Но продолжают делать свое дело, им нравится.
Вообще у нас самая титулованная же Алина Загитова, у нее опыта хоть отбавляй. Женька Медведева тоже через многое прошла. Но хорошо, что у нас есть Лиза. Если что-то случится, есть вариант со стабильным уверенным человеком, который готов бороться с японками и американками. А молодые девчонки только начинают крепнуть, получают первые медали, переживают первые поражения. Я плакала вместе с Сашей Трусовой после произвольной. Когда увидела этого маленького плачущего ребенка, так стало за нее обидно!