fsfederationspb
Есть фигуристки, чьё имя в списке участников соревнований – уже повод отправиться на трибуны. Их выступления – всегда как маленький праздник. От них на льду невозможно оторвать глаз, а в восприятии их программ техническая составляющая становится второстепенной: ты невольно перестаешь считать обороты в прыжках и вращениях и следить за тем, как растут баллы в левом верхнем окошке экрана во время трансляции.
Одна из таких спортсменок – Алёна Леонова. Ее путь в фигурном катании длится уже четверть века – 25 лет. И хочется, чтобы длился он как можно дольше.
⠀
Этот сезон Алёна начала на 1 этапе Кубка Санкт-Петербурга в Академии фигурного катания, где она и тренируется. Мы встретились с ней как раз после произвольной программы...
Алёна, поздравляю вас с началом сезона! Как прошла премьера новых программ?
⠀
– Честно скажу, я на тренировках обе программы катаю чисто. Понятия не имею, что произошло вчера и сегодня... Могу списать это только на ранний старт (произвольная программа женщин начиналась в 10 утра) и на то, что он первый в сезоне. Может быть, навалилось все разом...
Я никогда не была так хорошо готова к началу сезона. Очень обидно, что не смогла этого показать. На тренировках я совершенно по-другому катаюсь. Даже тренеры могут подтвердить. Они сами не знают, что мне сейчас сказать: просто нет слов. Непонятно, в чем причина, потому что я идеально провела подготовку к этому старту.
На самом деле, я реально волнуюсь перед выступлениями. Казалось бы, у меня уже такой опыт, 25 лет, я уже ничего не должна бояться. Но в сознании все равно сидит мысль о том, что это соревнования. Я их всегда воспринимала как праздник, но когда видишь, сколько людей на тебя пришло посмотреть, хочется никого не подвести и сделать все то, что умеешь.
⠀
– Насколько волнительно представлять публике новые программы?
⠀
– Для меня кататься перед публикой всегда в радость. Приятно думать о том, что люди увидят что-то новое, и радостно, что я потом почитаю какие-то комментарии по поводу программ, пусть даже какие-то из них будут негативными. Так что для меня это волнение всегда очень приятное.
У Ольги Германовны гениальные постановки. Она к каждому найдет подход и подберет именно то, что нужно. Она никогда не повторяется, не ставит похожих программ, не очень любит брать чью-то музыку. Иногда бывает, я говорю, что мне понравилась мелодия, под которую кто-то выступал недавно, а она отвечает: «Ну зачем? Под нее же уже катались, давай найдем что-то другое». У нее всегда есть какие-то варианты. У нас с ней как с самого начала заладилось с «Чаплиным», так мы ни разу с образом и не прокололись. Всегда попадание стопроцентное.
Как Ольга Германовна на вас повлияла?
– Она всегда умеет найти нужные слова. Могу сказать, что иногда она бывает даже жесткой. Когда это нужно. В будущем, когда, возможно, я стану тренировать, тоже буду использовать такой подход. Где-то нужно специально что-то такое сказать, чтобы подстегнуть. У Ольги Германовны это очень хорошо получается.
– Мы так плавно перешли к теме хореографии. У вас всегда были очень разные программы: от «Времен года» Вивальди до «Пиратов Карибского моря». Какое направление вам все-таки ближе: лиричное или веселое?
– Что-то веселое и комичное – сто процентов.
Я иногда кидаюсь в такие авантюры, ставлю что-то трагическое. В прошлом году мы очень рисковали с короткой программой, но в итоге все были в таком восторге от нее (под ноктюрн «Разлука» композитора М.И. Глинки). У моего мужа (Антона Шулепова) от этой программы в конце всегда мурашки. Он ее даже смотреть отказывается.
Но что-то веселое мне все-таки ближе. Я перед стартом люблю улыбаться. Не могу же я с улыбкой выходить на трагическую программу. Там надо чуть-чуть пострадать, чтобы потом улыбаться. А мне хочется зажигать с самого начала.
У вас есть любимая программа среди всех?
– Думаю, мое мнение совпадет со мнением многих, что самые запоминающиеся – это «Пираты Карибского моря» и «Чаплин». Эти два образа самые любимые.
– А любимое платье есть? Иногда бывает, что фигуристы находят свой стиль, и из раза в раз шьют в нем костюмы. У вас же платья всегда такие непохожие друг на друга и всегда это точное попадание в образ.
– Наверное, это костюм к образу Харли Квин из «Отряда самоубийц». Мы сделали все четко по фильму: и надпись, и даже макияж и прическа. Мы сильно рисковали, потому что и судьи, и зрители, кто не видел фильм, могли не понять задумку.
Вообще, больше люблю кататься в штанах. В прошлом году к «Зорро» комбинезон был прекрасный. Очень нравится новое красное платье к произвольной программе. Мы его сделали за три дня, еще и без Ольги Германовны. Она уехала с Макаром (Игнатовым) на соревнования, видела платье только в разобранном виде и даже не представляет, что в итоге получилось.
Изначально я хотела черное платье, но Ольга Германовна и Валентин Николаевич сказали, что это мрачно. Решили, что нужно делать красное. Девочки из ателье Марии Евстигнеевой сначала не хотели его шить, потому что для них это уже пятое красное платье в этом сезоне (смеется). Но слово клиента же закон! Что поделать, если под образ так нужно. В итоге платье получилось очень простое, элегантное, но с изюминкой.
– Фигуристов часто спрашивают о том, что еще они хотели бы скатать, какой образ воплотить. Задам вопрос наоборот: на какую музыку у вас есть табу и вы знаете, что ее никогда не возьмете?
Лебединое озеро». Какой я лебедь? Не люблю нудные, избитые программы. Хочется удивлять, а не повторяться. Вот например, и у меня, и у Аделины Сотниковой в олимпийский год была «Кармен». Аделина с этой программой выиграла золото в Сочи, это же история! В прошлом году с «Кармен» побеждала Алина Загитова. Зачем брать музыку, которая уже так громко прозвучала на льду, для меня немножко непонятно.
Еще многие любят выбирать для показательных выступлений медленные, нудные композиции. Но это же показательные! Там можно делать все, что угодно, хоть колбасой кататься и на трибуны залезать. Очень мало тех, кто реально выделяется на гала и что-то необычное придумывает.
– При просмотре ваших программ никогда не возникает ощущения, что вы сосредоточены только на элементах и катаетесь от прыжка к прыжку. Это всегда мини-спектакль. Как добиться такой подачи?
– На самом деле, для меня ваши слова – открытие. У меня всегда присутствует ощущение, что я раскрепощаюсь только в конце программы, когда уже все прыгнула. Наверное, я себя таким образом отвлекаю. Лучше буду работать на зрителя, а о самом прыжке думать в момент прыжка.
– С приходом четверных прыжков в женское фигурное катание возникает риск переклина в сторону техники. Как считаете, возможно ли обрести баланс между высокой технической составляющей и выразительностью? И как этого добиться?
– Пока я это сочетание увидела только у Анны Щербаковой. Конечно, Александра Трусова большая молодец, здорово все прыгает, но пока что это катание от прыжка к прыжку, особенно в первой половине. Четверные прыжки – это высокая концентрация, они очень энергозатратны. Еще и три штуки... Представляю, сколько сил они забирают. У Саши, я думаю, еще все впереди. Ей еще нужно обрести уверенность, чтобы показать более артистичные программы.
Я рада, что с прошлого сезона только три прыжка во второй половине произвольной программы имеют повышенную стоимость. Думаю, это к лучшему: программа должна выглядеть как программа, а не катание в начале и легкая атлетика в конце.
Баланс можно найти всегда. У Лизы Туктамышевой хоть и нет четверных, но в произвольной сейчас стоит два трикселя. При этом программа смотрится очень хорошо. Понятно, что она становится более раскованной и начинает зажигать в конце, когда все самое сложное уже отпрыгала. Но ощущения, что Лиза зациклена на прыжках, нет: она научилась абстрагироваться и отпускать себя. Надеюсь, что у нее и дальше все будет хорошо.
– Каким вам хотелось бы видеть женское фигурное катание через 5 лет?
– В первую очередь, хочется, чтобы не было травм. Чтобы через пять лет мы увидели девочек, которые сейчас только вышли на взрослый уровень, с их четверными прыжками и желательно на пьедестале.
– Алёна, у вас часто были эксперименты с образами не только на льду, но и в жизни. Вы часто что-то меняли в своем внешнем виде. Получается, вы открытый ко всему новому и к переменам человек?
– Да, я всегда за все новое. Мне кажется, это открывает второе дыхание.
– Девушки иногда говорят, что для них новая прическа – это как начало новой жизни. У вас таких мыслей никогда не было?
– Скорее нет. Когда меняю прическу, я начинаю нравиться себе больше, у меня поднимается настроение, и я лучше катаюсь.
Мы привыкли, что на льду вы зажигалка. А в жизни?
– В жизни очень веселая, общительная, открытая и добрая.
(Алёна выразительно смотрит на мужа, Антона Шулепова, и просит помочь с ответом, так как со стороны – виднее).
Антон: Такая же, как на льду (улыбается). На самом деле, Алёна бывает разной, как и все люди. Просто у нее все эмоции проявляются намного ярче.
Это правда. Если я рыдаю, то как будто кто-то умер, если веселюсь, то от всей души. Я очень эмоциональный человек. У нас в семье все такие. Только сестра более спокойная и творческая, а у нас с братом если горе, то горе, если радость, то на полную.
– По фотографиям, которыми вы делитесь в социальных сетях, складывается впечатление, что вы с мужем любите приключения и активный образ жизни. Как любите проводить свободные минутки?
– Свободного времени очень мало, в выходные часто не хочется ничего делать. Бывает, меня маленькие детки из нашей группы просят о подкатках. И если ты их взял, то можно сказать, выходного уже и нет.
Когда какое-то интересное событие происходит, обязательно выбираемся. Очень жду сейчас фильм «Джокер». Как только выйдет в прокат, сразу в кино пойдем. Шоппинг тоже люблю, но не всегда есть время. Муж устает со мной ходить, ему это не нравится, а одной мне ходить скучно. Конечно, находим какие-то развлечения, не только спорт, спорт и еще раз спорт.
Экстремальные развлечения любите?
– В целом экстрим не очень люблю. Страшно все-таки, особенно сейчас уже.
Мы как-то с Антоном поехали в Грецию отдыхать. Это был наш первый совместный отдых. За два дня до отъезда я упала с велосипеда, сломала палец, рассекла подбородок. Целый экшн был, хоть кино снимай.
Тот сезон я начинала очень здорово: приехала на сборы с гипсом. В итоге все хорошо обошлось, но шрамы и впечатления остаются на всю жизнь. Поэтому я к велику пока не подхожу.
– Этой весной в вашей жизни произошло такое большое и светлое событие, как каже свадьба. Как ощущаете себя в роли жены?
– Ощущения такие же, как и раньше. Кардинально ничего не поменялось: мы до этого вместе жили уже несколько лет. Муж сказал, что стал любить меня еще больше, это приятно. А мне для него всегда хочется что-то хорошее делать.
– К слову, с вашей свадьбы было видео, на котором вы говорили, что учите тройной аксель. Это правда?
– Я пробовала, не могу сказать, что прям учила. Еще когда каталась у Николая Морозова, я его один раз в жизни сделала на выезд. Для меня самой это был шок.
А тут... Просто в межсезонье особо нечего делать. Обычно так получается, что, когда все соревнования заканчиваются, ты начинаешь кататься еще лучше, чем во время сезона, и делаешь те вещи, которые никогда не делал. Поэтому решили попрыгать, повкручиваться, поэкспериментировать, на что я способна. Понятно, что нужно убить год, может быть, даже больше, чтобы реально выучить этот прыжок. Но при этом надо не забыть другие элементы, поставить программы, накатать их, так что на триксель банально нет времени.
Планируете как-то еще усложняться?
– Думаю, что нет. Пока надо выкатывать то, что у меня есть. Раз есть возможность получать за элемент плюс пять, надо ее использовать. С моими компонентами этого должно хватать.
– Есть какие-то мечты о том, что еще вы хотели бы успеть сделать в фигурном катании?
– Я живу сегодняшним днем. Мне очень хочется, чтобы программы этого сезона увидел не только Санкт-Петербург, но и мир. Для этого нужно куда-то поехать. Надеюсь, такой шанс выпадет.
– Как думаете, сколько вы еще будете нас радовать на льду?
– Пока фантазия не кончится. Я катаюсь для зрителей, для родных и близких и делаю это с душой. Неважно, где именно. Несмотря на то, что я давно не в топе, люди любят меня и ждут, и это приятно.
https://www.instagram.com/p/B2_h-Q3JZVj/
Отредактировано Lika (29.09.2019 18:58:04)