#p3064796,Foureyes написал(а):Большое счастье для мамы иметь такого сына. Воспитать такого замечательного сына.
Не знаю, можно ли перенять опыт мамы Чен, но она постаралась поделиться им на на онлайн сессии для родителей, которая получила название "Я выросла со своими детьми". Эта сессия была организована в зум в конце июня, проходила на китайском с участием родителей фигуристов по всей видимости из Китая и китайской диаспоры США. Сессия продолжалась час с небольшим и два тви эккаунта CECE @meashomenta и Nathan Chen Chinese Info @NathanChinese сделали расшифровку / перевод на английский ключевых моментов в нескольких тви ветках.
Когда делался перевод истории трех китайских девушек - поклонниц Нейтана, участвовавших, как оказалось, в расшифровке этой сессии, вспомнилось об отложенном плане перевести разговор с мамой Чен. В том числе затем, чтобы сложить из разрозненных фрагментов в двух разных ветках цельный рассказ.
Итак, перевод с перевода/пересказа онлайн-сессии с Хетти Вонг, мамой Нейтана Чена. О биографии Хетти и отца Нейтана, Чжидуна Чена, а также об успехах их детей можно прочитать здесь и здесь
Видео сессии можно посмотреть здесь (черный экран вначале можно промотать, если не интересует закадровый голос на китайском )
Слева - Хетти Вонг
Сессия началась с биографических очерков и далее с небольшого вступления от подруги Хетти:
- Я знаю маму Нейтана давно, мы познакомились, когда моя дочь и Нейтан оба начали кататься на коньках - примерно в одно и то же время после Олимпиады-2002. И вот, первое официальное соревнование моей дочери, я, конечно, примчалась на каток и наблюдаю такую удивительную сцену: входит женщина, вся в черном, и у нее на плече, на спине, на руках по ребенку, и еще один идет рядом и дергает ее за одежду. Я тогда так удивилась: как такое может быть? И сначала предположила, что это как будто учительница, раз с ней столько детей, и кто же из них катается? Оказалось, самый маленький мальчик. Я очень переживала за него, всё думала, «не может быть», он же такой маленький, его даже не видно из-за бортика катка. И вот он исполнил свою программу и под конец упал (плюхнулся) на лед. Помню, мне было его очень жаль, но как только он сошёл со льда, мама начала кричать на него за невнимательность, а я расстроилась, подбежала и говорю, как ты можешь так разговаривать со своим ребёнком? Он же такой маленький! В ответ мама Нейтана посмотрела на меня (очень пристальным взглядом), и я отступила. Позже кто-то сказал мне: "Вот так становятся чемпионами мира".
Расшифровка неполная, м.б. были еще реплики, но затем слово взяла Хетти.
- Можно сказать, что я обычный человек из тех мест, где образование очень важно. И то, что я сейчас говорю, это только мой опыт, так что это может не относиться к другим семьям, так как каждый ребенок индивидуален.
Далее расшифрован диалог ведущей и Хэтти.
О подростках, как родителю убедить в своей правоте и о том, как Нейтан не хотел учиться (да-да, и такое тоже было)
Вопрос ведущей: В подростковом возрасте, поскольку обычно подростки больше склонны к эмоциональным тревогам, что вы делали, когда они становились эмоционально уязвимыми? Или если у вас были разногласия? Такое случалось с Нейтаном?
Ответ Хетти: Если мое мнение отличается от мнения моего ребенка, когда ребенок маленький, он может слушать, но по мере взросления он может перестать слушать. Итак, первое, что я делаю, это очень ясно излагаю свою точку зрения: я думаю, что это должно быть так, мои причины таковы, мои беспокойства таковы.
Я говорю всё это терпеливо, я не должна злиться. Раньше я злилась, но чем больше ты это делаешь, тем хуже становится, так что теперь я понимаю, что должна быть очень терпеливой. Далее, вы должны позволить своему ребенку говорить. Иногда то, что они говорят, правильно, иногда это неразумно.
Когда я слышу то, что считаю неразумным, я так и говорю. И вы понимаете, что в данный момент они ОПРЕДЕЛЕННО не слушают. Но ваши слова отложатся в глубине их сознания, и в какой-то момент позже они об этом подумают. Итак, вы оба делаете шаг назад согласно китайской поговорке «сделайте шаг назад и небо станет ярче» (退一步,海闊天空) - пока вы оба можете слышать друг друга, в конце концов вы сможете прийти к соглашению.
О «больших разногласиях» с Нейтаном: всё зависит от того, как вы это интерпретируете. Я во многом не соглашаюсь с Нейтаном и сейчас, и я помню, как однажды, когда ему было 16-17 лет, у нас были довольно большие разногласия, которые заставили меня очень волноваться, это было из-за его образования.
В то время он думал: я сейчас так много тренируюсь, с 7-8 утра до 8 вечера, т.е. 12 часов в день - я не хочу учиться. Я сказала ему, что ты собираешься выпускаться, и если ты не будешь продолжать учиться, что ты собираешься делать потом?
Он ответил, что пока хорошо катается, он может пойти в любой университет, который захочет. А я возразила: какой смысл идти в университет, если не учиться дальше? Если вы не освоили основ, что вы будете изучать, когда пойдете в университет? Но он мне не поверил, просто отказался учиться.
Я в то время очень переживала, поэтому постоянно пыталась придумать, как ему помочь, просила помощи у его учителей, а в школе он [в это время] сильно отставал во всем. У меня были проблемы с деньгами, а репетиторы были дороги, но я всерьёз размышляла над этим, так как я думала, что причины, по которым он не может выполнять свои домашние задания, кроются в том, что:
1. он устал;
2. он не понимает, чему его учат.
И я хотела нанять репетитора для него, т.к.
1. он мог сказать репетитору, что не так;
2. он понимал финансовое положение семьи, поэтому мог осознать, насколько [для нас] важно образование*
*Из второго перевода: И время от времени Хетти всё же нанимала репетиторов на те небольшие деньги, которые у них были, чтобы помочь ему добиться большего в учебе.
Примерно в это же время Нейтан получил травму и ему пришлось сделать операцию, и внезапно он больше не мог кататься на коньках, поэтому он наконец осознал важность образования. Спорт – это первая часть вашей жизни, а образование/школа/знания – вторая. И вы не можете не подготовиться ко второй половине своей жизни. Потому что она продлится не менее 40 лет, а первая половина всего лишь 20 лет или около того, и вы не можете ждать пока она завершится, чтобы начать заботиться об образовании. И вот в то время он, наконец, понял это.
Но я как родитель считаю, что, если бы я не подчеркивала важность обучения, он мог бы вернуться к тому [настроению], которое у него было до того, как он получил травму. В заключение скажу: если вы родитель, и у вас есть разногласия с вашим ребенком, и то, что вы говорите, разумно – вы должны быть тверды в своих убеждениях. Ребенок может не слушать сейчас, но он услышит вас позже.
Об опережающей программе обучения и проблемах со школами
Вопрос: Как Нейтан преодолел отставание в учебе/знаниях? (прим. переводчика на английский: я не уверен, что это был весь вопрос, но я пропустил первую часть и понял это только потом)
Ответ: В начальных классах школы была «опережающая программа обучения», которая позволяла школьникам осваивать программу следующего класса. И все дети в нашей семье смогли, опираясь на свои успехи, присоединиться к этой программе. В то время Нейтан как все обычные дети ходил в школу, потом после школы ходил кататься на коньках, на другие виды спорта, на балет. И поскольку вы опережаете программу на год, при переходе [из начальной] в обычную школу вы, естественно, перепрыгиваете через один класс. В то время я размышляла, что если Нейтан поедет на Олимпийские игры, это будет 2018 год, и если бы он учился как обычно, олимпийский год пришелся бы на его выпускной класс, но с программой «на год вперед» он мог завершить обучение в 2017 году, что дало бы ему время на подготовку к олимпийским играм. Так что я подумала, что это неплохо, а позже я узнала, что [это действительно возможно, так как] в средней школе также есть программа обучения на год вперед. Но затем, в 7-м классе, он был непреклонен в отношении переезда в Калифорнию, чтобы тренироваться с Рафом*, так что он пропустил год до 8-го класса.
* Из второго перевода: Нейтан «настаивал» на переезде в Кали, а Хетти не хотела оставлять [без материнского присмотра следующего по старшинству брата] Колина, которому было 16 лет и он был в критическом возрасте. Но в конечном итоге решилась переехать ради карьеры Нейтана в фигурном катании.
На катке Lake Arrowhead [в то время Раф тренировал там, Great Park Ice в Ирвайне еще не был построен] удалось совместить время катания со специальной школьной программой, которая позволяла Нейтану заниматься в школе половину учебного дня, а остальное онлайн /дома, так что он всю вторую половину дня катался на коньках (прим. переводчика на английский: далее Хетти пространно говорила о том, как это было здорово, так что я пропустил эту часть). Однако затем каток закрылся, поэтому мы переехали на каток отца Мишель Кван (прим. переводчика на английский: здесь Хетти вспоминала, как школьное расписание Нейтана было нарушено из-за времени работы катка и других факторов*), и в итоге он перешел на обучение в онлайн-школе - Connections Academy. Так что утром он катался на коньках, днем занимался вне льда, а вечером – в онлайн-школе. Хотя в начале онлайн-школа казалась очень хорошим выходом из положения, потому что она была гибкой, через некоторое время, когда начало сказываться отсутствие прямого взаимодействия с учителями и другими учениками, он потерял мотивацию. Так что мой совет родителям фигуристов, да и всех детей-спортсменов: если у вас есть возможность учиться в настоящей школе, а потом кататься на коньках / заниматься другими видами спорта, тогда это лучший вариант.
* В другом переводе приводятся слова Хетти о том, что они не могли себе позволить частные школы – видимо подходящей по расписанию государственной школы в тот момент не нашлось.
- Вам нужно найти школу, которая подходит ученику, найти репетиторов, если нужно, вы можете поставить обучение в качестве приоритета (так как сложно совмещать и то, и другое), но вы не можете полностью отказаться от обучения (школы). Но теперь (для Нейтана), поскольку его карьера в фигурном катании близка к завершению, образование становится приоритетом (прим. переводчика на английский: она НЕ говорит, что Нейтан окончательно уходит или что-то в этом роде, пожалуйста, не интерпретируйте это так, это больше похоже на то, что, поскольку Олимпиада закончилась, он теперь сосредоточится на учебе).
Вопрос: Были ли у Нейтана какие-либо шоки / беспокойства / проблемы с тем, чтобы вписаться в среду? (прим. переводчика на английский: насколько я помню, в вопросе говорилось конкретно о «культурных шоках», но я не думаю, что она интерпретировала его таким образом).
Ответ: Он был очень расстроен, когда мы впервые переехали, потому что он был всего лишь учеником средней школы, но ходил в математический класс со старшеклассниками, и он никогда не общался с ними по-настоящему (потому что он посещал два урока в день в средней школе, затем шел в старшие классы на математику, а потом на тренировку). Все были намного крупнее его, поэтому ему было очень некомфортно, а некоторые ученики были агрессивны по отношению к нему, потому что они не знали, что он моложе их, и думали, что у него отставание в росте (прим. переводчика на английский: я не знаю английского термина - это лучшее, что я могу предложить). Но в конце концов он нашел друзей и всё наладилось.
Прим. переводчика на английский: с этого места я буду пересказывать вместо дословного перевода, потому что Хетти много говорит. Я также сосредоточусь в основном на фрагментах ее рассказа, связанных с Нейтаном, но она также рассказывала о Тони и его опыте игры в шахматы.
Мое прим.: с этого места совмещаются два перевода.
Вопрос: Иногда кажется, что STEM образование [STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — это образовательная модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему] более важно, а спорт тем временем упускается из виду*.
* Речь, видимо, прежде всего, идет о Китае.
Ответ: Там, где сейчас тренируется Нейтан, много азиатов. И вы видите, что изменения в восприятии спорта заметны. Так что много азиатских детей занимаются спортом, и мы видим огромную разницу со старым образом мышления, когда азиаты очень заботились об интеллектуальном развитии (прим. переводчика на английский: 知識份子 - не уверен насчет английского термина), а не о спорте. Тем не менее, школа по-прежнему важна, потому что вы должны думать о дальнейшей жизни вашего ребенка после того, как его занятия спортом закончатся.
О материнском подвиге и о том, как важно поддерживать интерес ребенка к занятиям
Вопрос: Уход за детьми отнимает много времени и сил, как вы справлялись с их разнообразными интересами?
Ответ: Дети сами скажут вам, что им нравится (прямо или косвенно), так что вы должны их выслушать и поддержать. Иногда я очень уставала, спала по 2 часа в сутки, но говорила себе, что это то, что я должна делать. В какой-то момент и за финансовых проблем в семье у меня было 3 работы (медицинского переводчика, в Hertz и уборщицы), и одновременно я заботилась о детях. В этом и заключался «секрет» - чтобы посвятить всю энергию детям, а не себе, и у меня это получалось естественно. Я никогда не думала о себе, только о своих детях. Я старалась осуществить их мечты, не важно – большие или маленькие.
Я всегда говорю им, что нельзя загадывать наперед, потому что жизнь непредсказуема. Подумайте о том, как вы проводите день за днем. У вас должна быть цель на будущее, да, но вы не должны тратить на нее всё свое время, иначе вы потеряете из виду то, что находится прямо впереди.
Вопрос: Как сохранить заинтересованность ребенка?
Ответ: Вы должны следить за тем, чтобы ребенок сохранял интерес, но также и конкурентоспособность, и сделать катание на коньках привычкой, чтобы удерживать его в спорте.
Далее Хети приводит в пример историю со старшим братом Нейтана - Тони.
Тони был талантливым шахматистом и впервые выиграл национальный чемпионат [в соответствующей возрастной категории] еще в детском саду. Чжидун проводил с ним много времени за тренировками, так как они не могли позволить себе репетиторов, и возил его на турниры. Но Тони со временем потерял интерес к шахматам, что заставило Хетти более внимательно отнестись к воспитанию интереса к катанию у Нейтана.
Нужно начинать заниматься с детства – у детей много способностей, пока вы направляете их в правильное русло. Вы никогда не узнаете, является ли кто-то гением (有天才), если вы не позволите им попробовать. (прим. переводчика на английский: гений здесь = одаренный от природы).
Один из последних вопросов задал родитель ребенка-фигуриста, который спросил, что бы сделала Хетти, если бы ребенок у тренера недостаточно продвигался вперед. Хетти ответила, что она бы нашла другого специалиста. Тренер должен подталкивать к новым свершениям, если вы хотите, чтобы ваши дети становились лучше — даже будучи маленькими, они способны на многое.
Две истории от фк-родителей с катка в SLC, чьи дети тренировались вместе с Нейтаном
1) SLC - популярное место для катания на лыжах и однажды после очередной тренировки все дети с катка отправились на лыжную прогулку. Одна из мам заметила, что Хетти плачет в одиночестве. Она спросила, в чём дело, и Хетти призналась, что никто из ее детей раньше не катался на лыжах, так как они не могли себе этого позволить. Внимательной родительнице пришлось утешать Хетти тем, что она воспитывает детей, чтобы в будущем они могли сами себе это позволить.
Она также рассказала, что у Хетти сильно развито чувство социальной ответственности. Какое-то время Хетти работала в компании по производству медицинского оборудования и быстро стала менеджером. Узнав, что руководители компании жестоко обращаются с китайскими рабочими, она пошла убеждать их [исправить ситуацию] и уволилась после того, как поняла, что её усилия не приносят результата.
2) Однажды Хетти не смогла попасть на каток, поэтому Тони и Колин наблюдали за тренировкой Нейтана, который был весь в переживаниях из-за неподдающегося 2А. Чтобы приободрить его, они придумали поощрение, пообещав, что Нейтан получит четвертак, если одолеет прыжок. К концу безумной тренировки Нейтан был в слезах, и один из братьев нес его на спине, когда они уходили. Родитель подумал, что это хороший пример того, насколько сильна связь между детьми Чен.
Нейтан и китайский язык
Хетти поделилась своим подходом к обучению детей китайскому языку. Сначала она не заставляла детей говорить по-китайски дома, потому что ее английский был плохим, и она хотела учиться у детей.
Соответственно, первым языком Нейтана был английский, дома Хетти говорила с ним по-китайски, но он отвечал по-английски. Он прекрасно понимал китайский, но не мог говорить. Когда они переехали в Калифорнию, она стала просить Нейтана отвечать ей по-китайски.
Когда в 2020 году Нейтан вернулся в Калифорнию из университета [взяв двухлетний академический отпуск], он сказал ей, что хочет улучшить свой китайский, поскольку следующая Олимпиада будет в Пекине. Один из китайских родственников прислал им несколько учебников для начальной школы, и они вместе приступили к их изучению.
Нейтан не мог прочитать многих китайских иероглифов, поэтому Хетти написала пиньинь [стандартная система латинизированного правописания для транслитерации китайского языка] рядом с иероглифами, чтобы помочь ему. Она думает, что благодаря этим занятиям ему удалось немного улучшить свой китайский.
Отредактировано Васса (14.08.2022 00:51:26)