— Вы работает с суперзвездой фигурного катания Ильей Малининым. Как оцените его сезон?
— Илья двигает фигурное катание вперед. И я в недоумении, почему разница между тройным лутцем и тройным акселем — 2,1 балла, а между четверным лутцем и четверным акселем — всего один. Абсолютно никакой логики в этом нет.
Говорят, что наш спорт, это не только прыжки. Но вы посмотрите, что происходят в конце ледовых шоу. Ребята выходят и каждый демонстрирует свои ультра-си. Никто не показывает вращение или перебежку с улыбкой, все идут и прыгают реальные четверные прыжки или три с половиной. Это те вещи, которые реально ценятся. К сожалению, некоторые люди, которые сидят у руля нашего спорта, не понимают этого.
Когда Усэйн Болт бежит стометровку или Майкл Фелпс плавает, не важно, как они улыбаются в это время, тянут носки и какое красивое положение у их спины. Важно, что они идут на рекорд и показывают результат. Поэтому у меня, конечно, есть некое разочарование за прошлый сезон. Все-таки Илья прыгнул четверной аксель на чемпионате мира впервые в истории. Все знают, что он был чистейший, но нашлись люди, которые оценили его в ноль и один балл. Они не понимают, что это прыжок, который забирает такую колоссальную энергию. И недооценка этого элемента для меня — расстройство года.
— Сколько в таком случае должен стоить четверной аксель?
— Я задавал этот вопрос Брайану Бойтано, Скотту Хэмилтону, Евгению Плющенко и Виктору Петренко. Они все — олимпийские чемпионы, люди, которые знают свое дело. Они все единогласно считают, что надо повышать его стоимость. Называли от 15 до 22 баллов.
На самом деле, если бы мир был нормально оповещен, что есть такой парень Илья Малинин, который в Японии на чемпионате мира впервые исполнил четыре с половиной оборота, и этот элемент был оценен нормально, то это бы подняло уровень нашего спорта в мировом масштабе.
На сегодняшний день фигурное катание смотрят фанаты, а нам нужно, чтобы фигурное катание смотрели зрители. Это бы добавило популярности, денег, спонсоров, и в дальнейшем все было бы хорошо. Это маркетинг, который, к сожалению, очень сильно хромает на сегодняшний день.
Если бы прыжок Ильи получил ту огласку, которую он заслуживает, то пришли бы спонсоры и в американское фигурное катание. Это в России очень сильно раскручено фигурное катание за последние 5-6 лет. В других странах такого нет. В Японии оно популярно во многом из-за того, что есть Юдзуру Ханю. И если бы мир узнал про Илью, то это бы сыграло только в плюс всему фигурному сообществу. А наши чиновники не понимают, насколько это важный маркетинговый ход для них же самих, для всех. Это принесет колоссальные доходы для всего сообщества.
— Как вам кажется, в Америке Илья узнаваемая фигура или условным бейсболистам и баскетболистам он сильно проигрывает?
— Вообще, фигурное катание по сравнению с бейсболом и другими видами спорта проигрывает. Но я очень сильно верю, что именно Илья будет тем человеком, который сделает революцию в мировом фигурном катании, потому что я просто восхищаюсь его силой характера и способностями. Я в своей жизни работал со многими людьми, и у меня огромный опыт, но работать с ним — это одно удовольствие.
— Пятерные от него стоит ожидать?
— Он и сам неоднократно говорил, что пятерные есть в его планах. Я бы не стал сейчас бежать вперед и говорить, что скоро все будет. Но при этом я лично очень верю, что в скором будущем и сальхов, и тулуп он сделает.
Когда народ это увидит? Хотелось бы, чтобы уважаемые судьи как-нибудь определились со стоимостью этих элементов, потому что просто так биться с опасными прыжками, для которых нужна колоссальная концентрация, не надо. Они травматичные, и не дай бог, можно что-то сделать не так — и прощай все и вся. Надо понимать, для чего он рискует.
Если сегодня спросить у судей, какой балл получит Малинин, если прыгнет пятерной, они скажут: «Ноль». У этого прыжка нет никакой стоимости. Хочется, чтобы они уже сделали шкалу оценок. И тогда я уверен, что эту планку Илья возьмет. И не только он. У Юмы Кагиямы отличная крутка и большой запас на четверных.
— Тем не менее шкалу оценивания для пятерных пока не придумали, а четверной аксель стоит действительно очень мало. Есть объяснение?
— Все выдающиеся фигуристы, которые понимают, что такое фигурное катание, высказались, что нужно поднять стоимость четверного акселя, а люди, которые каким-то образом увидели фигурное катание и решили быть причастными к этому виду спорта, наверное, не хотят. Они же никогда ничего не прыгали, их тело же никогда не испытывало эту физическую нагрузку на многооборотных прыжках. Многие из этих людей сидят и, к сожалению, решают судьбы тысяч спортсменов. Надо, чтобы они отнеслись к фигурке более профессионально и поняли, что это такое и как это делается. Я здесь говорю именно про четверной аксель. И я прекрасно понимаю, что Илье нужно работать над компонентами, что он прекрасно и делает. Думаю, в этом году все увидят эту работу.
— Как вы относитесь к тому, что про Илью часто пишут в России, отчасти даже гордятся его результатами?
— Для меня Илья — это такое же явление, как Майкл Джордан, Усэйн Болт, Майкл Фелпс или Роджер Федерер. Если все будет нормально, то он может стать спортсменом такого же уровня и поднимет уровень фигурного катания и его ценность так же, как в свое время Мишель Кван — благодаря ей многие фигуристы начали зарабатывать очень хорошие деньги.
Я все мониторю, за всем слежу. Всегда приятно, когда есть болельщики, хорошие отзывы, в том числе и из России. Но я бы не хотел говорить, что Илья принадлежит какой-то национальности, я в нем вижу глобального лидера нашего спорта. Пусть Малинин будет кумиром и для Африки, и для Монголии, и для России, и для Америки.