Олимпийский сезон для чемпиона мира среди юниоров Андрея Мозалёва оказался серьезным испытанием. Став третьим на чемпионате России в Санкт-Петербурге ученик Кирилла Давыденко по решению тренерского совета и исполкома ФФККР не был включен в состав российской сборной на чемпионат Европы, но в последний момент все-таки отправился и выступил в Таллине, заменив получившего травму на тренировке Михаила Коляду.
На чемпионате Европы Андрей лидировал после короткой программы, но неудачно откатал произвольную, занял 4-е место. Тем не менее по итогам европейского первенства фигурист отобрался в олимпийскую сборную. Вместе с остальными российскими фигуристами Андрей отправился на предолимпийский сбор в Красноярск, а после поехал на свою первую Олимпиаду в Пекин, где стал 19-ым.
О концовке олимпийского сезона, новых программах и пережитом перед Пекином Андрей МОЗАЛЕВ рассказал в интервью Татьяне ФЛАДЕ.
— Что происходило в твоей жизни после Олимпийских игр?
— Как только вернулись из Китая, переключились на работу. А как только стало известно, что на чемпионат мира россияне не едут, начали готовиться к Кубку Первого канала.
До этого занимались новыми программами. Сначала поставили короткую.
До контрольных прокатов в Петербурге я не буду называть выбранные нами композиции – программа состоит из двух. Назову лишь группу «Led Zeppelin». Одну из композиций предложил Кирилл Анатольевич. Но я решил сам послушать и другие альбомы. Одна из песен мне очень понравилась, и мы решили скомпоновать обе композиции. Нам хотелось, чтобы программа получилась не только разноплановой, но и в определенном смысле новой для меня.
— Здорово, что ты сам участвовал в ее создании, выборе музыки.
— Мне было это интересно. Думаю, должно получиться хорошо. И хотя вторая композиция у многих меломанов на слуху, но фигуристы не так часто ее брали.
— Заинтриговал.
— Как я уже сказал, мы хотели подобрать музыку в новом для меня стиле, что давало бы возможность развиваться в разных направлениях, не зацикливаться на чем-то одном, пусть даже и выигрышном.
Мне самому программа нравится. Как примут ее болельщики, станет понятно по их реакции. Программу поставил Денис Лунин, но правильнее сказать, что в постановке участвовали мы все вместе. Над хореографической составляющей, руками, мы много работали с Игорем Александровичем Кощеевым. Денис в прошлом танцор, и шаги, связки, прочее – его сфера, а руки и все такое – Игорь Александрович. Если говорить о сюжете, то слова песен объяснят, о чем программа.
— А произвольная?
— Музыку для произвольной также нашел Кирилл Анатольевич. Случайно. Включил на тренировке, и она сразу всем запала. Я потом несколько раз ее дома прослушал, и в наушниках, и через колонки. Оригинальная вещь, некоторые кусочки мне очень понравились.
— Музыку также сохранишь пока в секрете?
— Дам только подсказку, назову композитора — Янн Тирсен. Все подробности о постановке этой программы я расскажу после контрольных прокатов.
Кстати, для этой программы мы придумали интересную историю…
Вдруг я ощущаю, что одна моя рука начинает жить своей жизнью, будто в нее кто-то или что-то вселяется. Поначалу меня это страшно раздражает, но постепенно на смену этому чувству приходит понимание, что надо с этим как-то дальше жить, находить компромиссы и контакт, потому что конфронтация ни к чему хорошему не приведет.
— Теперь понятно, почему вы с Игорем Кощеевым работали над руками. Такой сюжет дает простор для хореографии.
— Но это не конец истории, потому что все это оказывается лишь сном. В реальности ничего такого не происходило.
— История с подтекстом.
— Да. Думаю, каждый зритель прочтет ее по-своему.
— Этим летом вы впервые были на сборе в Оренбурге. Почему там?
— Решили поменять место сборов, изменить подготовку. Внесли в нее коррективы. Я не хочу об этом подробно рассказывать, скажу так: после Олимпиады мы сделали анализ, все разобрали, поняли, что упустили и на каких моментах надо сосредоточиться.
— Какие впечатления у тебя остались от участия в Олимпиаде?
— Олимпийский сезон получился у меня нервным, потому что по разным причинам решения о моем участии в стартах принимались буквально в последние моменты.
После чемпионата России, честно скажу, я с трудом приходил в себя, но был первым запасным, поэтому, несмотря ни на что, готовился к Европе. Тем не менее, когда мне позвонили и сказали: собирайся, это стало для меня полной неожиданностью.
А вот когда ситуация в чем-то повторилась перед Олимпиадой, я всё это пережил уже спокойнее. И хочу сказать, что такие моменты, что бы ни говорили, дают огромный опыт, и я благодарен судьбе, что через всё это прошел.
Встряска перед чемпионатом Европы очень помогла мне перед Олимпиадой. Подсознательно, а, значит, морально, тогда я был уже ко всему готов, и это давало стимул в работе и правильный настрой.
А если говорить о впечатлениях от Игр, то я не слишком все это прочувствовал. Наверное, из-за отсутствия зрителей. Трибуны не были заполнены, как это бывает на чемпионатах или наших крупных стартах. Не знаю, но у меня не было ощущения, что Олимпиада – это что-то особенное, как многие рассказывали до поездки в Пекин. Возможно, карантин, мало публики – все это сказывалось. Мы потом говорили с Алексеем Ягудиным, и он повторил мои слова, сказал, что причина – в отсутствии зрителей на арене. Потому что от зрителей получаешь эмоции, энергию, заряд.
Вот на Кубке Первого канала все было по-другому. Фигуристы в некотором роде артисты и публика им необходима.
— Что изменилось в тебе за прошедший год?
— Все свои мысли на этот счет оставлю при себе. А если в шутку, то, наверное, старею, мудрею… (Смеется).
— В сентябре будут контрольные прокаты сборной России, затем начнется сезон, правда, пока без международных стартов. Какие задачи ставишь перед собой и в чем находишь мотивацию?
— Стараюсь сосредоточиться на своей работе, пробовать и осваивать что-то новое. Хочется учить не только новые прыжки, потому что фигурное катание – это не только прыжковые элементы. Хочется добавлять что-то интересное, необычное в свое катание – меняться. А это сложная работа и долгая.
Так что мотивация есть всегда. Моя цель – Олимпийские игры. Сейчас нас отстранили, но ситуация может измениться, и есть время подготовиться. Что мы и делаем. Время впустую не тратим. Работаем дальше.
— Успехов, Андрей, и удачи.