Первый полноценный сезон Евгения Семененко на уровне мастеров сопровождался сюрпризами и неожиданностями. Ученик Алексея Мишина дебютировал на взрослых этапах Гран-при, принял участие в чемпионате Европы и Олимпийских играх в Пекине. После Олимпиады Жене поставили новую короткую программу, с которой он выступил на Кубке Первого канала. Откатался в нескольких шоу, на одном из которых в Санкт-Петербурге неудачно упал и провел несколько дней в больнице. Но это не помешало затем продолжить тренировки и учебу в мединституте, в который он поступил год назад, сдать зачеты, отправиться на сбор в Кисловодск, где совмещать тренировки с чтением учебников.
Об этом и многом другом мы поговорили с Женей на сборе группы Алексея Николаевича Мишина в Кисловодске.
– Для тебя этот сезон стал первым полноценный взрослым сезоном, поэтому традиционный вопрос – как сам его оцениваешь?
– Сезон получился непростым, но в тоже время интересным и захватывающим. Много было хорошего, но были и переживания, и неприятные моменты. Тем не менее мне все-таки выпал шанс отправиться на Олимпийские игры, и я очень рад, что мне удалось участвовать в Олимпиаде, где я выдал свой лучший результат в сезоне.
– Олимпийские игры, на твой взгляд, отличаются от других соревнований?
– Конечно. Даже само попадание и участие в Олимпиаде – уже большое достижение и радость для спортсмена. Если чемпионаты Европы, мира проводятся каждый год, то Олимпиада раз в четыре года, и не каждому спортсмену удается выступить там.
На Играх совсем другая атмосфера. Ты чувствуешь себя частью большой команды. Спортсмены разных видов спорта. Все живут в олимпийской деревне. Встречаются, знакомятся. Столовая запомнилась, с очень разнообразной кухней, едой на любой вкус.
К сожалению, из-за ковидных ограничений не удалось посмотреть Пекин. Мне в этом плане «везет», что в Японии на командном чемпионате, что в Китае на Олимпиаде, я мог увидеть город только из окна автобуса по дороге на каток и с катка. Но ничего. Зато в Пекине можно было погулять по олимпийской деревне, зайти в торговый центр, купить олимпийские сувениры.
– После Олимпиады планировал выступить на чемпионате мира?
– Да, очень хотелось, но ...
– В сезоне тебе приходилось совмещать тренировки и учебу в медицинском институте. Не пожалел, что выбрал такой серьезный вуз? Может, надо было бы выучиться на тренера, а потом вторую профессию получать?
– Да, я долго думал, куда поступать. В «Лесгафта», конечно, мне было бы намного легче совмещать учебу и спорт. Но я также хорошо понимал, что по прошествии нескольких лет после школы, а тем более, если бы уже окончил один вуз, и была бы профессия, вряд ли мне захотелось получать второе образование, поступать в медицинский и снова проходить все круги очень сложного образования еще 6 лет.
– То есть ты честно первый год учился? Не просто так числился для «галочки».
– В медицинском институте невозможно числиться для «галочки». Первый семестр шел в ногу с однокурсниками, пропускал занятия только, когда были соревнования, но все контрольные точки и зачеты с меня требовали, я все сдавал. Зимняя сессия совпала по срокам с чемпионатом России, поэтому экзамены по химии и истории сдал чуть позже.
Второй семестр получился сложнее, я пропустил месяц занятий, даже планировал брать академотпуск, но потом решил, что справлюсь, и практически сделал это, осталось досдать несколько зачетов (поэтому и на сборы приехал с учебником) и впереди сессия.
– Одногруппники следили за твоими выступлениями?
– Конечно. Поддерживали, университет выставлял посты в соцсетях.
– «Люди в белых халатах на льду»…
– Знаете, мне на самом деле нравится, что я обитаю в двух мирах – спортивном и медицинском. Вижу людей совершенно разных, а это накладывает отпечаток на образ мыслей, менталитет и прочее.
– Наверное, хочешь стать спортивным врачом?
– Нет. Я учусь на лечебном факультете, а узкая специализация после 6 курса.
– У тебя ведь мама врач. Наверное, это сыграло роль?
– Когда в семье есть врач, специалист, который разбирается в медицине и может объяснить и подсказать, это помогает и в каком-то смысле облегчает учебу. Понятно, что учеба в таком вузе требует многого. Свободного времени почти не остается. Надо все четко планировать, чтобы везде успевать.
Наверное, если бы мне сказали раньше, сколько мне всего предстоит учить, сдавать и при этом заниматься фигурным катанием, то решил, что это безумие. Но глаза боятся – руки делают. Сейчас все идет своим чередом.
– Скажи, когда на шоу в Питере случилось падение, как врач, какой диагноз себе поставил?
– Тогда я был без сознания и ни о чем не думал. А вообще, мне рано еще диагнозы ставить – 1 курс только.
– Многие потом задавались вопросом, зачем в той ситуации ты пошел на сложный прыжок?
– Я уже отвечал на этот вопрос, причина падения – урезанная ледовая арена. Заходя на прыжок, понял, что он придется на сидящих зрителей – места не хватало, поэтому решил закруглить дугу, из-за этого изменился наклон и как следствие – такое падение. А сложные прыжки я выполнял на всех шоу, где раньше участвовал.
– Помнишь, как упал?
– Помню, как заходил на прыжок, потом очнулся, вроде живой, вокруг толпа народа…
– Сколько дней провел в больнице?
– Десять дней. И хочу сказать большое спасибо всем, кто переживал за меня. Я до сих пор получаю письма и подарки от болельщиков. После моего первого интервью после травмы мне написали, что я не всех упомянул, перечисляя страны, поэтому мои слова благодарности еще и болельщикам из Франции, США и Сербии и всем-всем, кто за меня болеет.
– После больницы когда вышел на тренировку?
– 3 мая была первая тренировка после травмы. Все нормально...
– Новую короткую программу «Адажио» Альбинони вы оставите на новый сезон или поставите другую?
– Думаю, я буду катать ее в новом сезоне. Мы специально готовили эту программу к Кубку Первого канала. После Олимпиады Адам Соля приехал к нам в Петербург на несколько дней, и эту программу быстро поставили. Музыку предложил Алексей Николаевич.
– У этой программы есть либретто? Что ты представляешь, когда ее катаешь?
– Если Вы говорите об истории, то с тренерами мы придумали для этой программы образ гражданина Кале, который идет на самопожертвование ради спасения родного города.
– Ничего себе...
– Да. Мне кажется, после первого показа этой программы на Кубке Первого канала публика оценила ее хорошо.
– Новую произвольную делали с Ильей Авербухом?
– Ставил Илья Изяславович. Музыку предложил я. Это k-pop. Я уже видел информацию, что это якобы BTS. Нет. Опровергну слухи. Но исполнителя пока не назову, сохраню в тайне. Программа получается интересной. Мне нравится, что короткая и произвольная – разные. Классика и такой современный стиль.
– Ты в первый раз работал с Авербухом?
– Да, впервые. И для меня это бесценный опыт. Илья Авербух профессионал во всем. У него все отлажено, отработано. Меня поразило, насколько быстро была сделана музыка для программы. Он указал время, какие именно фрагменты надо взять и через 10 минут все было готово. Да и вообще, во время постановочной работы, видно, что Илья профи во всем. Опыт у него огромный. Сколько номеров уже поставлено. Когда я предложил музыку для новой произвольной, он немного удивился, но сказал: «Давай попробуем». И получилось, считаю, интересно.
– Ты обратил на себя внимание в прошлом сезоне, в предстоящем за твоими выступлениями будут пристально следить. Каким тебе видится будущий сезон?
– Жизнь научила меня ничего не загадывать, двигаться шаг за шагом, ставить перед собой цель, добиваться и идти дальше.
– Наверное, сейчас, когда нужно сдать сессию, устаешь не меньше, чем во время Олимпиады?
– Дело не в этом. Просто почти у всех ребят после Кубка Первого канала начался отдых, а у меня суровые будни. Работа кипит.
– Хорошо, что удалось приехать на сбор в Кисловодск, сменить обстановку. Ты ведь не в первый раз здесь?
– Не первый раз. Правда, в прошлом году я пропустил здесь сбор, сдавал ЕГЭ. А вообще, мы каждый год ездим в горы. Несколько раз были в Куршевеле. Там выше, потяжелее. В Кисловодске легче, но все равно с выносливостью случаются проблемы -- в горах программы всегда тяжелее катать.
В Кисловодске мне нравится. Все рядом. Мне из Пушкина до катка часа полтора ехать, а тут спустился на лифте – и в столовой, по переходу – и каток. Стадион рядом, залы разные, бассейн, сауна. Я так давно хотел сходить в баню, но все не получалось, некогда. Здесь, в Кисловодске, в свой выходной точно пойду!
– Удачи, Женя, сдавай экзамены, и ждем интересных программ в новом сезоне!