Перевод подкаста Belle Trace для Евроспорта (по традиции огромное спасибо Алексису)
Записан по время пребывания в Монако на премии Sportel Awards
Ребята признаются, что рады находиться в Монако. Ведущая уточняет, что сами они живут в Монреале. Уже сколько лет?
-Гийом отвечает, что переехали они в 2014-м, так что получается почти 8 лет. «Погодка в Монреале погода хорошая, но в Монако сейчас точно лучше».
Я читала, что вы уехали в Монреаль по спортивным соображениям, но при этом успели оценить там качество жизни, общение между людьми. Вам на самом деле там так нравится?
-Габриэла говорит, что переезжали они за тренером в тот центр, который тот выбрал. «Поехал бы в другое место – мы бы все равно последовали за ним. Но с Монреалем на самом деле повезло, мы влюбились в этот город. Живем там, получается, с 19 лет и находим его очень красивым. Ну и тренировочный центр там великолепный. Так что это огромная удача».
И уж наверно лучше было оказаться в Монреале, чем, скажем, в Москве, особенно сейчас. Многие пары ведь уезжали именно туда.
-Гийом признает, что существуют школы русского фигурного катания, северо-американского, есть несколько мест в Европе, тот же Лион, в котором Роман как раз тренировал. Центр, в котором они сейчас занимаются находится «на гребне волны». Монреаль в этом плане перехватил инициативу у Детройта. Уже десяток лет ему удается показывать фантастические результаты. К тому же город франкофонный, что дополнительно облегчает им жизнь.
Все вместе смеются по поводу того, что в Квебек едут как правило любители лыж. Гийом говорит, что в детстве катался с отцом на лыжах, но им, европейцам, после Альп местные канадские горки кажутся не более чем кочками.
В каком возрасте вы пришли на каток?
Габриэла говорит, что начала раньше Гийома, мама была тренером местного клуба, поэтому деваться было некуда, ей было 4. Гийом отвечает, что начал в 6-7, а встали в пару они спустя два года.
Что вы испытывали, впервые соприкоснувшись со льдом?
Габриэла говорит, что это было слишком давно, поэтому четко уже не помнит. «Но недавно бабушка, которая сидела со мной в детстве, рассказывала, что я надевала на ноги коробочки от мыла и имитировала катание на льду». А что чувствуешь сейчас? «Ощущение скорости, способность перемещаться, не совершая дополнительных движений. Думаю, это касается всех видов спорта, связанных со скольжением. Движение вперед, скорость, в этом есть своя магия, ощущение полета. Потрясающее чувство свободы».
Гийом отвечает, что смутно помнит. «Первое, это, безусловно, игровая составляющая. Потом, я бы разделил детей на два типа. Первые испытывают страх перед льдом, им требуется время, чтобы привыкнуть. Ну а есть более смелые. Поначалу я часто падал, но не боялся. С какого-то момента я резко прибавил. Но в целом я слабо помню». А сейчас? «Мне по-прежнему нравится пробовать новое, в этом есть элемент игры. Конечно, мы обязаны исполнять определенные вещи, но в остальном, нужно уметь получать это всего этого удовольствие. Габриэла уже упоминала о характере видов спорта, основанных на скольжении. Лед дарит тебе ощущение скорости, пространства. Полагаю, это общая черта для спортсменов подобного рода дисциплин. Упоение скоростью… Смена положений тела, скорость движения, все это провоцирует выработку адреналина. Ветер в лицо… Да, эти ощущения довольно близки к лыжному спорту».
Опишите типичный день спортсменов вашего уровня.
Габриэла говорит, что это зависит от момента подготовки, но чаще всего «3,5-4 часа в день на катке. Несколько тренировочных сессий в неделю в спортзале часа по 2-3. Занятия по хореографии. Если хореография только ставится, то отрабатываем ее каждый день по несколько часов в день. Также работа с акробатами для постановки и отработки поддержек. Занятия по актерскому мастерству».
Отдых ведь тоже важен. У вас на него время-то остается?
Гийом шутит, что для этого есть ночь. Продолжая, говорит, что они тратят очень много энергии, потому что одновременно работает каждый участок тела. «Выражаясь образно, это не просто бег. К тому же, мы находимся в холоде, это тоже нужно учитывать. Здесь очень много составляющих, поэтому требуется повышенный уровень концентрации. Задействованы не только ноги, каждый момент требует проработки. К тому же у нас достаточно растянутый сезон».
Зато у вас нет соревнований летом.
«Это правда, но даже летом у нас есть особый режим тренировок. Редкие недели отдыха почти не заметны на фоне круговерти тренировок. Существуют виды спорта, скажем, хоккей, где есть соревновательный сезон, но вне его можно просто не появляться на льду, а просто поддерживать форму в зале».
В вашем случае особую роль играет артистизм, выбор музыки. Ваше катание выглядит невероятно текучим, бесшовным. Это доказывает, что вы отдаете себя работе полностью, до кончиков пальцев.
- Габриэла говорит, что здесь важны две составляющие. Во-первых степень интенсивности физподготовки, которую нужно поддерживать в том числе для того, чтобы исключить возникновение травм, а во-вторых, конечно, это артистическая сторона. «Каждый год ты должен создавать новые программы. Нужно, чтобы на тебя обратили внимание. Этот кропотливый процесс занимает много времени».
Вы сами этим занимаетесь?
«Мы участвуем вместе с нашими тренерами, командой. И нужно сделать так, чтобы обе составляющие сложились. В этом заключается еще одна сложность нашего вида спорта».
Как получилось, что из всех творческих дисциплин вас захватили именно танцы на льду?
- Габриэла смеется, что ей было 4, так что ее вообще не спрашивали.
Гийом отвечает, что этот каток находился недалеко от дома, там занималась сестра. «У меня спортивные родители, поэтому в раннем детстве я много чего перепробовал. Что-то цепляло больше, что-то меньше. Танцы на льду не пользовались большим спросом, а заниматься в группе из сорока человек как-то не очень хотелось. Родители подумали и решили отдать меня туда, где конкурс составлял один человек на место (смеется)».
Существует немало пар, которые катаются друг с другом много лет. Но, мне кажется, вы можете претендовать на рекорд.
-Гийом говорит, что будущее покажет, но на сегодняшний день нет.
-Габриэла добавляет, что рекорд, скорее всего, принадлежит канадцам Вирту-Мойр. «На Олимпиаде в Корее у них, кажется, был двадцатилетний юбилей карьеры. Так что мы не рекордсмены, но где-то рядом».
Вы ведь тренировались с парами, которые были вашими прямыми конкурентами, у одних тренеров? Это, наверно, непросто?
- Габриэла отвечает, что многих это удивляет по сей день, хотя в в мире фигурного катания это не является чем-то из ряда вон выходящим, такое довольно часто случается. «В нашем случае мы занимались на одном льду с кумирами нашей юности. Ситуация немного отдавала эдиповым комплексом, так как в тот момент мы превратились в конкурентов и нам хотелось их превзойти. Это меняет оптику. Они уже являлись вице-чемпионами Олимпийских игр, мы подобного опыта не имели, поэтому было страшновато. До этого мы находились в своем коконе, с нашими тренерами, которые были чуть ли не вторыми родителями. И вдруг все изменилось. Психологически было непросто, поэтому тогда мы начали работать с ментальным коучем и продолжаем до сих пор. Думаю, этот опыт очень многому нас научил».
Как вы готовитесь к выходу на лед? Есть ли какие-то ритуалы?
- Гийом говорит, что сначала каждый готовится сам, потом перед выходом на лед, встречаются, все происходит по накатанной. Разминка на полу, потом пятиминутная разминка на льду, пробуют его жесткость. «И здесь происходит ключевой момент, когда мы пытаемся абстрагироваться. Понимаем, что взгляды прикованы к нам, стараемся не смотреть на повсюду развешенные табло, не обращать внимания на оценки соперников. По возможности не присаживаемся. Все это длится одновременно и быстро, и долго. Вроде все про все занимает пять минут, но они тянутся все 45. А когда находишься в гуще, так и вовсе создается ощущение, что все это длится целую вечность. Это мучительное ожидание. Начинают пробуждаться внутренние демоны. Если говорить о каких-то ритуалах, то это может быть визуализация проката, можем держать друг друга за руку. Главным образом помогает автоматизм процесса, стараемся оставаться в тонусе».
Приезжая на каток вы чувствуете партнера, его напряжение?
-«Да, мы сразу чувствуем, когда другой находится в состоянии стресса, в этом случае мы ведем себя примерно одинаково. Для этого не требуется задавать дополнительных вопросов. В этот момент ты понимаешь, что должен взять себя в руки ради своего партнера». Габриэла добавляет, что говорить о каких-то особенных ритуалах не приходится, потому что за годы соревнований уже сложился определенный алгоритм поведения. «Мы выходим и возвращаемся в отель в одно и то же время. Просто так сложилось, это не элемент суеверия. Когда у тебя все четко распланировано, становится легче управлять стрессом. Ты знаешь, что в определенный момент тебя будет ждать автобус…» «Хочется находиться в знакомой обстановке» - добавляет Гийом.
Но непредвиденные моменты случаются?
- Габриэлла: «Конечно. Особенно если во время проката ты замечаешь, что партнер волнуется или устал, это дополнительно придает тебе сил».
У вас есть какие-то слова поддержки перед стартом или достаточно взгляда?
- Гийом говорит, что специальных слов нет, разве что от тренеров. «Можем обменяться репликами по завершении программы, обняться. А так, выходим на лед, пробуем коньки, делаем круг. Бывает, что после разминки приходится ждать в подтрибунке выхода до 40 минут, а ты уже взмок и нога внутри конька начинает немного «ходить», начинаешь делать шнуровку туже. Потом выходишь ко льду, там ботинки подмораживает. Думаешь про себя - твою мать, зачем ты так туго зашнуровался, теперь жмет. Что делать? Остаться так или ослабить шнуровку? Потом думаешь – может ты сам себя накручиваешь, а с коньками все в порядке? Остается 30 секунд… В общем часто случалось так, что я сначала шнуровался сильнее, а при выходе на лед понимал, что переборщил. Поэтому в один прекрасный день сказал себе – так, все, не трожь коньки! Мне кажется, с этим сталкиваются все фигуристы. Когда ты расслаблен, все хорошо, как только приезжаешь на выступление, начинаешь иначе ощущать свое тело, не можешь объективно оценить энергозапас, тебе мешают коньки... Но как только отпускаешь себя, входишь в тренировочный режим, тебя отпускает, все снова становится привычным. Поэтому я стараюсь как бы инкапсулировать себя, даже во время тренировок, анализируя и фиксируя состояние, которое будет комфортным на соревнованиях.
Габриэла добавляет, что тренировки важны еще и тем, что ты можешь находиться не в лучшем состоянии. «Ты можешь быть уставшим, или голодным, или больным. Можно корить себя за то, что сорвал тренировку, но ведь и на соревнованиях можно оказаться в неоптимальной форме, поэтому важно уметь кататься в любом состоянии, такой метод «вопреки» придаст тебе уверенности в будущем.
Гийом говорит, что умение подстраивать свое физическое состояние под состояние партнера стало залогом того, что на соревнованиях они редко допускают ошибки. Нужно чувствовать в какой момент программы требуется добавить интенсивности, а в какой немного себя отпустить. Приходится постоянно держать это в голове, чтобы танец не рассыпался. Необходимо одновременно держать осанку, но при оставаться максимально гибким.
Что происходит с вами по ходу проката?
Гийом, отвечает, что они стараются оставаться сфокусированными от начала до конца.
- Габриэла добавляет, что они четко знают места, в которых возможно допустить ошибку, и если они случается, то для них это не становится неожиданностью. За исключением каких-то специфических моментов, за которые можно получить сбавки – добавляет Гийом. Габи говорит, что очень важно не терять концентрации. «После ¾ исполненной программы ты постоянно говоришь себе – еще не все, танец продолжается. Бывают моменты, когда ты исполнил какой-то сложный элемент, выдыхаешь, невольно расслабляешься и можешь совершить по-настоящему дурацкую ошибку».
Потом вы перемещаетесь на диванчики в ожидании оценок. Как вы там себя ощущаете?
-Гийом отвечает, что если выступление удалось, то состояние довольно расслабленное, а если были погрешности, то, конечно, не очень. «Бывают моменты, когда приятного в этом совсем мало».
На вас направлены все камеры, все ждут оценок.
- Гийом соглашается, добавляет, что при этом они понимают, что микрофоны находятся близко, и они ограничены в диалоге. «Мы никогда не можем предугадать общую оценку, она для нас вообще не очень информативна, потому что распечатка по элементам появляется уже потом. Гораздо важнее текущая позиция. Просто - бамс - перед тобой появляется какая-то сумма. Много это или мало ты сначала не очень понимаешь».
-«Поэтому обычно следуем за реакцией тренеров» - шутит Габи.
- «Мы стараемся не слушать баллы, которые необходимо получить, чтобы выйти в лидеры, которые как правило объявляют перед прокатом, хотя это дьявольски сложно. Поэтому для нас остается загадкой – хорошие мы получили оценки или нет» - признается Гийом.
-Габи добавляет, что во время повтора проката смотрит на реакцию Романа, и если тот радуется, значит, успех гарантирован (смеется). «Они на самом деле на долю секунды все понимают быстрее нас».
Что вы чувствуете, находясь на подиуме?
- Гийом говорит, что задаешься вопросом – что эта медаль на самом деле для тебя значит? Находясь там, хочется запечатлеть этот момент в памяти, потому что длится он совсем не долго.
-Вспоминая олимпийский подиум Габи говорит, что «атмосфера в тот момент была очень приятной. Американцы, которые заняли третье место, так долго к этому шли. Они были невероятно счастливы. Россияне, которые получили серебро, тоже были очень рады. Все призеры были в той или иной мере удовлетворены. Такое редко бывает. Стоя на пьедестале я испытывала какую-то детскую радость.
-Гийом говорит, что в общей суматохе не хватает времени, чтобы прожить этот момент, осознание всегда приходит несколько позже, скажем, когда ты уже вернулся в номер и принял душ, то есть когда снова окунаешься в привычную жизнь.
Сейчас вы поставили продолжение карьеры на паузу. Это позволяет, наконец, дать себе свободу?
-Габриэла говорит, что да, но относительно. Сейчас приходится участвовать в различных шоу, поэтому они вернулись к тренировкам на льду, ставят новую хореографию.
Идея выпуска книги En or принадлежит вам?
- Гийом отвечает, что это инициатива их пресс-атташе, который убедил их и связался с издательством.
Вы довольны результатом?
- Гийом говорит, что львиную долю материала представила Клементина Блондин, которая прекрасно знает ребят и у которой накопилось масса материалов о них.
-Габи добавляет, что многие вещи Клементина помнит лучше их самих.
- Гийом добавляет, что на страницах книги старались показать себя под новым углом, сфокусировав внимание на нюансах работы над программами, приоткрыть завесу над тем – как происходил подбор музыки, выбирался концепт, ставилась хореография, создавались костюмы. «Медали медалями, но читателю, вероятно, будет интересно окунуться в мир закулисья. В книге много непостановочных фото, которые иллюстрируют тот или иной момент нашей артистической жизни».
Вы занимаетесь еще каким-то видом спорта?
-Габи говорит, что нет. А вот другие творческие сферы ей действительно интересны. «Если бы я не ушла в фигурное катание, то в любом случае занималась чем-то, связанным с искусством, будь то танцы, музыка или процесс постановок. Но другой спорт – нет. Когда-то раньше я практиковала бег, но заниматься этим профессионально точно бы не стала.
-Гийом тоже отвечает отрицательно. Вспоминает, что в детстве занимался прыжками на батуте, но если говорить именно о карьере, то возможно, классический танец, но никак не спорт. «У меня есть слабость к лыжным видом спорта. Поэтому чисто гипотетически это мог быть фристайл»
https://podcasts.eurosport.fr/en/eurosp … tre-fort-p
Отредактировано Katarin@ (13.12.2022 20:18:25)