– «Восточную» программу Елизаветы для олимпийского сезона ставил Никита Михайлов – шаги, распределение элементов, вся «ледовая» часть. А каким образом выстраивалась работа – это были «руки», верхняя часть?
– У меня очень забавно строится работа. По принципу: какая тебе нужна рука впереди? Правая. Вперёд, давай, а сейчас мы придумаем форму этой правой руки. Конечно, я предлагаю какие-то моменты, кардинально меняющие основу движения, но не затрагивающие саму основу программы. Делаю всё, чтобы эта программа выглядела стилистически целостно, совпадала с музыкой. Если вижу, что есть какой-то немузыкальный момент, то начинаю «приставать» к фигуристу и предлагать – давай это куда-то сместим.
Всё, что мы делали с Лизой – это только верх. В ноги мне даже лезть страшно, потому что не владею коньком так, чтобы об этом серьёзно говорить.
– Вы вживую видели показ этой программы на чемпионате России в Санкт-Петербурге. Лизе удалось полностью передать то, что вы придумали в совместных поисках?
– Я немного боюсь смотреть вживую, слишком волнуюсь. Но им всем говорю – буду «кричать в телевизор», слушайте. Когда пришла на чемпионат России, не стала говорить Лизе, потому что не знала, как она отреагирует на это. Написала ей уже после. Она Императрица в полном смысле этого слова, то, как её встречал тогда зал – это было просто невероятно! Мы пришли с мужем и знали «правила игры» – надо купить игрушку. Я понимаю, что эти игрушки – это признание, как артисту дарят цветы.
Написала Лизе: «Там есть небольшой «золотой» мишка, это от меня». (Смеётся) Мне хотелось как-то её поддержать, но потом поняла, что рядом со всеми теми игрушками, которые кинули, мой «золотой» мишка – это так наивно…
– В интервью о новой программе «Одиночество» Лиза отметила, что вы показываете, как эмоции можно передать движениями. Какие эмоции вы закладывали в эту постановку? Что хотите этим спектаклем донести до зрителя?
– Это очень опасный вопрос. Надо спрашивать у того, кто будет смотреть. Закладываю я одно, по-другому это чувствует Лиза — и это нормальная ситуация, а третье читает зритель. Главное – чувствует зритель или не чувствует. Искусство всегда рождает эмоции. Если мы добьёмся того, что фигурное катание станет во многом видом искусства, а не спорта, будет очень хорошо.
– Алексей Николаевич упоминал, что в новом сезоне будет New Tuktik. В чëм, как вам кажется, Лиза стала новой?
– Думаю, здесь Алексей Николаевич говорил и про чисто спортивные достижения. Лиза растёт, взрослеет и становится глубже. Не знаю, какой она была до меня в работе. Но сейчас она работает как большой артист или спортсмен. Для этой программы я ей скидывала видео, а также фильм «Танцующая в темноте», от которого родился творческий импульс. Сейчас она настолько погружена в этот материал, что, конечно, выглядит крайне убедительно. Как артист, который попадает в обстоятельства, начинает их чувствовать и увлекает за собой зрителя, так и Лиза создаёт в этой программе особую атмосферу. Для меня она в этой программе сделала глубокий шаг в глубину понимания образа.
Иногда я немножко боюсь, что вешаю на них больше, чем им нужно для фигурного катания, но с другой стороны… У меня был опыт работы со сборной России по синхронному плаванию, и я спрашивала тренера Гану Максимову: «Как они должны чувствовать? Какой уровень ощущений?». Это же синхронное плавание, ты вниз головой, в воде, без воздуха. Она мне говорит – стопроцентный уровень, как у драматических артистов. Если там это возможно, то и на льду возможно. Мне кажется, Лиза по своему пониманию, принятию материала движется как раз в эту сторону – к стопроцентному драматическому переживанию программы.
– Если сравнивать работу с синхронистками и с фигуристами – с кем было сложнее?
– Со всеми легко и приятно работать. У меня также очень много гимнасток, танцовщиков всех направлений – и бальники, и современная хореография, артисты драматического театра, балет – вообще моя история. Могу сказать одно – та программа, которая придумана в Академии танца Бориса Эйфмана – «пластическая выразительность» – она стопроцентно работает везде, где требуется выразительное движение. Я проверила это за десять лет работы в академии на очень большом количестве людей – детях, взрослых, профессиональных спортсменах, артистах – и у всех наблюдался прогресс с точки зрения выразительности. Кому-то требуются индивидуальные уроки, кому-то — групповые.
В фигурном катании же я сразу начала работать индивидуально, общеразвивающие группы мы проводили всего несколько раз. В группе особенно чувствуется, что народ сначала приходит в состояние ужаса, думают, что же это такое, что значит «дирижируй руками», «дирижируй ногами». А на самом деле это просто развитие воображения. Кардинальные отличия? Для меня – нет, отличие только в том, насколько быстро за мной идут. Лиза пошла сразу.
– Быстро нашли общий язык?
– Ну мы ещё и две Лизы (Смеётся). Так что быстро.