Ирина Хавронина – Девид Нарижный: «Хотим проживать каждую свою программу, и чтобы зрители это чувствовали»
Ирина Хавронина – Девид Нарижный дебютируют как новый танцевальный дуэт в этом сезоне. Оба спортсмена достаточно опытные, заработавшие титулы с другими партнерами. Ирина в паре с Дарио Чиризано были победителями зимних юношеских Олимпийских игр, призерами этапов ISU Гран-при, победителями первенства России. Девид вместе с Елизаветой Шанаевой становились призерами юниорского чемпионата мира, завоевывали медали в юниорской серии ISU Гран-при. После распада пары, в прошлом сезоне Девид выступал в дуэте с Аннабель Морозов, спортсмены побеждали на российских этапах Гран-при. После Нового года Ирина и Девид решили кататься вместе, расставшись с прежними партнерами.
О новой группе, новых тренерах и новых программах Ирина Хавронина и Девид Нарижный рассказали в интервью перед контрольными прокатами.
-- Давайте начнем с главного: чем будете удивлять, в чем особенность, как говорят, фишка вашей пары?
Д.Н. – Скажу просто – в красоте.
И.Х. – Мне кажется, сильные стороны нашей пары в широте, моще катания, напоре, уверенности и искренности передачи образов на льду. Мы хотим проживать каждую свою программу, чтобы зрители это чувствовали.
-- Вы знали друг друга до того, как встать в пару. Но одно дело общаться, а другое кататься в паре на льду. Как проходил процесс приноравливания друг к другу?
Д.Н. – Несколько недель мы просто скатывались – по элементам, шажочкам… В конце сезона хотели поучаствовать в турнире шоу-программ и даже начали ставить показательный номер. Но так как мы были пара новая, то не получили приглашения.
И.Х. – Но то, что мы сразу окунулись в постановочный процесс, нам по-настоящему помогло. Все равно, одно дело накатывать элементы и другое вместе работать над программой. Когда в паре с партнером ставишь, пусть даже показательный номер, то многие вещи начинаешь яснее понимать. Ведь все по-разному запоминают, кто-то дольше, кто-то быстрее. У одного получается сразу, другому нужно время. И работа над показательным номером очень помогла нам в скатывании. Хотя сам процесс у нас проходил достаточно легко, потому что мы знали друг друга, общались, нам не нужно было друг к другу привыкать. Да и по характерам мы в чем-то схожи, в чем-то дополняем друг друга.
-- Вы не участвовали в турнире шоу-программ, но весной все-таки выступили в шоу Ильи Авербуха. Помните свои эмоции, когда впервые вместе вышли на лед?
Д.Н. – Я был спокоен. Чувствовал себя как на тренировке.
И.Х. – А мне очень понравилось. Я была в предвкушении нашего первого выступления. Мне очень хотелось это запомнить, каждое мгновение, потому что я на самом деле прониклась этим моментом. В голове мелькала мысль – это же наше первое с Девидом выступление! Мне кажется, всё это придало нашему катанию какой-то одухотворенности. Для меня это было незабываемо. Когда после проката мы вышли с Девидом со льда, то обнялись, это было трогательно, атмосферно. Но я, вообще, эмоциональный человек.
-- Думаю, этот опыт помог вам в постановке новых программ. Расскажите об этом.
И.Х. – Сначала мы поставили произвольный танец. Работать над ним начали в конце апреля. Всё как обычно: элементы, накидывали «скелет» программы, с каждым разом привносилось что-то новое, и так постепенно вырисовывалась целостная картина.
Д.Н. – У нас было несколько вариантов компоновки музыки. Достаточно долго мы пробовали, искали, пока не определились с нужным вариантом.
И.Х. – Произвольный танец у нас поставлен под композиции Power-Haus – Obscura, Induna, Arena.
Д.Н. – Музыка безумно красивая. Её не так часто брали в фигурном катании. Мы решили не озвучивать историю, которую рассказываем на льду. Пусть каждый в этой программе увидит своё. Мы с Ирой знаем, что хотим передать, но это останется между нами.
-- Намекните хотя бы.
И.Х. – Это рассказ о любви, о взаимоотношениях…
Д.Н. – О чувствах, которые возникают между людьми…
И.Х. – О трудностях, через которые мы проходим вместе…
Д.Н. – Всё в совокупности – это одна большая жизнь.
И.Х. – И мы проживаем эту историю на льду через образы, музыку, хореографию. По стилистике - это не «классическая» хореография, а ближе к современной, модерну.
-- Почему вы взяли эту тему?
И.Х. – Это наш первый с Девидом сезон, и мы вместе с тренерами решили взять близкую нам тему, которую смогли мы полнее ярче раскрыть, и красотой, искренностью увлечь зрителей.
Д.Н. – Были и другие идеи, но мы пока отказались от них, потому что времени было не так много, а показывать недоделанные, непродуманные до конца вещи не хотелось. Так появилась эта идея рассказать то, то мы чувствуем, что переживаем.
И.Х. – Думаю, должно получиться хорошо.
-- А ритм-танец, музыка 80-х?
Д.Н. – Майкл Джексон.
И.Х. – Да, мы взяли Джексона, хотя переслушали много музыки 80-х, но остановились на «The Way You Make Me Feel», «Beat It», тем более у него есть разные композиции. Да и Девид – фанат Джексона с детства, все клипы его пересмотрел. Когда объявили тему ритм-танца, Девид сразу сказал: Джексон.
Д.Н. – Я давно хотел программу под Джексона. Когда еще катался в группе Ирины Владимировны (Жук – прим.) и Александра Васильевича (Свинин – прим.), то постоянно приносил им музыку Джексона, предлагал, но не срасталось. Помню, как в один сезон сразу двум парам нашей группы поставили программы под Джексона, и я так расстроился! На каждой тренировке слышал его музыку и думал: ну, почему не я?
И.Х. – Ритм-танец у нас классный, заводит. Мне кажется, мы не ошиблись с выбором.
-- На юниорских прокатах фигуристы показали интересные ритм-танцы под музыку 80-х, новые связочки, переходы, фишки, эксклюзивные вещи, которые можно брать на карандаш. Вы тоже креативили?
Д.Н. – Эту программу мы катаем уже несколько месяцев, и сложно так сразу сказать, какой именно кусочек у нас абсолютно новый. Но то, что в программе есть такие места – 100 процентов. Думаю, зрители свежим взглядом это заметят. Мы не копировали движения Джексона, «лунную походку»…
-- Но это и не нужно, потому что задача показать именно танец в ритмах 80-х.
Д.Н. – Да. Поэтому мы представили, что в кафешку приходят девушка со своим парнем, заиграла музыка, и они начинают танцевать.
-- Интересно, как подбирали костюмы для этой программы?
Д.Н. – Решили сделать неяркие и не как у Майкла Джексона, чтобы не возникало параллелей. А просто одежда по моде 80-х. Сейчас надо понять, как эти костюмы будут смотреться на льду. Но мне нравится.
-- Кто их делал?
Д.Н. – Ольга Рябенко, а эскизы Евгения Косыгина. Женя в свое время каталась в паре с Николаем Морошкиным у тренера Алексей Горшкова. Сейчас Николай Морошкин - хореограф в Клубе фигурного катания Тамары Москвиной.
И.Х. – Девид всегда работал с Ольгой Рябенко, а я в первый раз.
Д.Н. – Ольга очень профессиональный мастер, ничего лишнего не сделает. У нее получается необычно, классно. Она многим спортсменам шьёт костюмы. При этом Оля очень пунктуальный человек. Для шоу Ильи Авербуха она сделала нам костюмы за два дня!
И.Х. – У нас был номер под песню «Эх, дороги», и надо было быстро что-то придумать. Ольга предложила Девиду рубашку, галифе, как носили военные в то время. А мне платье по моде 40-х.
Д.Н. – Я очень хорошо отношусь к Оле. Со сколькими мастерами я ни сталкивался, с Ольгой больше всего нравится работать.
И.Х. – Для нашей произвольной программы костюмы делала тоже она.
-- Ира с детства тренировалась у Алексея Горшкова, Девид несколько лет работал с тренерами Ириной Жук и Александром Свининым. Почему, встав в пару, вы перешли в группу Дениса Самохина и Марии Боровиковой?
Д.Н. – Хотели попробовать что-то новое. Работа с разными тренерами, специалистами – это всегда опыт, новые знания, навыки.
-- В новой группе есть отличие в тренировках?
И.Х. – Раньше тренировки проходили дважды в день – утром и вечером, а сейчас у нас две сессии (по 1 час 30 – 1 час 40) подряд с перерывом в 15 минут. Поначалу было непривычно и тяжело.
Д.Н. – А потом мы поняли, что так лучше, потому что после льда и занятий в зале остается время, когда можешь все свои вопросы решить, и не возникает ощущения рутины, что весь день проводишь на катке. И пусть раньше перерыв между тренировками был большой, всё равно толком не восстанавливаешься и ничего не успеваешь.
И.Х. – А сейчас мы можем даже «нагрузиться» на первой тренировке и на второй прокатать программу целиком. Да, сначала это было тяжело, но недели через две мы адаптировались.
Понимаете, при таком графике ты собран в моменте. Выдохнул после первой тренировки, коньки развязал, но остаешься в том же состоянии, на подъеме, не расслабляешься между тренировками. Тебе не нужно потом себя настраивать, перезагружать, заставлять. Всё достаточно комфортно.
Д.Н. – В Америке, когда мы тренировались с Аннабель, было что-то похожее. Работаешь 1,5 – 2 часа, небольшой перерыв и по новой. Везде свой подход.
Кстати, если нам нужно поработать дополнительно над какими-то вещами, то мы можем сказать об этом тренерам, и они остаются с нами на льду и занимаются час-полтора, сколько нужно. Для нас как новой пары – это важно.
-- Летом вы готовились вместе с новой группой на сборе в Балашихе. Что отметили для себя?
И.Х. – Помимо льда занимались ОФП, очень много хореографией. Мы и сейчас продолжаем много заниматься в зале с солисткой балета Аллы Духовой «Тодес» Кариной Груздевой. Хип-хоп, модерн, современный танец… Это очень хорошо для развития пластики, чтобы чувствовать своё тело в танце. Плюс растяжка, классика. Эти занятия ведет Бао Гришанкова.
Д.Н. – Народные танцы. Нам преподает их Ирина Витальевна Балкина. Вообще, каждый специалист уникален по-своему.
И.Х. – Еще мне очень нравилось на сборе танцевать бальные танцы. Латина, румба… Занятия вел наш хореограф Николай Никонов. Он интересно рассказывал, объяснял, показывал, как партнерам взаимодействовать друг с другом, жесты, взгляды, глаза в глаза… Очень хорошо, что он и сейчас с нами на всех тренировках. Уже знает нас, и постоянно привносит, добавляет что-то своё.
-- Вопрос, с которого, наверное, надо было начать. Почему вы решили кататься вместе?
И.Х. – Мы видели нашу перспективу как пары.
Д.Н. – Понимали, что можем друг другу помочь реализоваться в спорте, больше раскрыться в дуэте как партнеры.
И.Х. – Чтобы вместе идти дальше, совершенствоваться. Понятно, в том, чего мы добились с Девидом, большая заслуга наших прежних тренеров – Алексея Юрьевича…
Д.Н. – Ирины Владимировны и Александра Васильевича…
И.Х. – которые очень много вложили в нас и сделали такими, какие мы есть. И теперь с нашей новой командой мы будем двигаться дальше. И если кто-то пишет, что мы с Девидом встали в пару только потому, что встречались – это глупо.
-- Каждому фигуристу хочется запомниться. Чем бы хотели запомниться вы?
И.Х. – Своим катанием, своими программами. Как я сказала, мы хотим проживать на льду каждую свою программу, и чтобы зрители это чувствовали.
Д.Н. – Чтобы во время нашего проката зрители не смотрели на часы, типа, когда будут следующие, потому что мне надо кошку успеть покормить. А чтобы, увидев наше катание, они забывали обо всем, теряли чувство реальности…
И.Х. – Чтобы зрители были с нами от начала и до конца программы. Не так, что включались вдруг: о, поддержка классная – и опять глаза в телефон. А чтобы они сопереживали и проживали вместе с нами наши программы. Чтобы не «делили» их на элементы, а воспринимали как целиковый номер.
По большому счету во взрослом спорте все уже катаются хорошо. Все делают поддержки. Умеют крюки, выкрюки, твиззлы… Но программы одних просто смотрят, а программы других запоминают и пересматривают. Нам хотелось, чтобы наши программы пересматривали, потому что они понравились, захватили.
Звучит красиво, теперь надо делать.
Д.Н. – Во всяком случае, мы этого очень хотим.
-- Удачи и с началом сезона.
https://fsrussia.ru/intervyu/intervyu/i … uvstvovali