Сезон не должен был сложиться для Эндрю Торгашева таким образом.
Торгашев вошел в него, надеясь только напомнить всем, что он не закончил соревноваться после пропущенных двух сезонов подряд из-за затяжной травмы стопы, чтобы показать, что бывший феномен, выигравший титул чемпиона США среди юниоров восемь лет назад в возрасте 13 лет, может вернуться в строй.
«Я планировал вернуться к тренировкам после национальных соревнований и вернуться к соревнованиям с большим количеством четверных в следующем сезоне в надежде попасть в сборную мира», — сказал он.
Такой же план был у его тренера Рафаэля Арутюняна.
Оба были должным образом удивлены, когда Торгашев выиграл произвольную программу на чемпионате США, занял третье место в общем зачёте после Ильи Малинина и Джейсона Брауна и был предварительно включен с ними в сборную США для участия в чемпионате мира на следующей неделе в Сайтаме, Япония.
«Я ожидал, что он будет кататься так, как катался, — сказал Арутюнян. «Я думал, что он попадет в топ-10 и в следующем сезоне поработает над тем, чтобы попасть в сборную мира. Я не ожидал, что кто-то будет кататься так, чтобы дать ему шанс в этом году».
«Это было сюрреалистично», — сказал Торгашев о подиуме и мировой сборной.
21-летний Торгашев был выбран в команду мира с оговоркой: чемпионаты мира требуют, чтобы все участники набрали определенные минимальные технические баллы на международном мероприятии в течение сезона, а Торгашев не участвовал в международных соревнованиях с 2020 года.
У него будет один шанс заработать эти очки на "Challenge Cup" в конце февраля в Нидерландах. Он чуть не потерял его в первые 30 секунд короткой программы из-за падений с первых двух прыжков.
Следующий пас в прыжке, комбинация и последние три элемента станут самыми значительными в его карьере. Сделай хоть одну заметную ошибку, и он пропустит чемпионат мира.
«Вариант был таков: я мог просто перевернуться и притвориться мертвым или драться до конца», — сказал Торгашев. «Поэтому я выбираю борьбу, пытаюсь выжать как можно больше очков из своих вращений и дорожки шагов и выполняю эту комбинацию так хорошо, как могу».
Даже проделав всё это, закончив программу, Торгашев всё ещё думал, что выбыл.
Ему нужны ничем не примечательные 34 технических балла. Он получил нервные 35,50. В этом сезоне 99 мужчин, юниоров и взрослых, набрали больше очков, чем на международном уровне.
«Это была тяжелая ситуация, — сказал Торгашев. «Я определенно чувствовал давление того момента».
Чего Торгашев не сказал во время нашего продолжительного обсуждения "Challenge Cup", так это того, что ему удалили ноготь на сильно ушибленном большом пальце правой ноги за неделю до этого момента. На вопрос о проблеме после того, как Арутюнян поднял её в интервью со мной, фигурист сказал: «Думаю, я не упомянул об этом, потому что не хочу показаться, будто я оправдываю своё выступление».
Или, может быть, очень болезненный большой палец ноги казался незначительной неприятностью по сравнению с некоторыми другими травмами, которые были у Торгашева. (Подробнее об этом позже.)
«Я знал, что участвую в этом соревновании только с одной целью — набрать очки», — сказал он. «Несмотря на то, что я хотел бы сделать это с большей элегантностью, мне все же удалось достичь этой цели. Так что было легко двигаться дальше».
По правде говоря, удивительно, что он решил продолжить карьеру, которая сначала застопорилась под тяжестью попыток оправдать надежды, которые последовали за его юниорским титулом. Торгашев не только выиграл, но и сделал это с самым высоким результатом на юношеских чемпионатах страны.
«Конечно, в юном возрасте и в тот момент, когда со мной появлялось много великих фигуристов, мне приходилось сталкиваться со многими проблемами», — сказал Торгашев.
На его первом чемпионате мира среди юниоров, когда он финишировал 10-м, среди участников были Шома Уно из Японии, Джин Боян из Китая и Нэйтан Чен из США. Эти трое выиграли олимпийский титул и три титула чемпиона мира (Чен), две олимпийские медали и титул чемпиона мира (Уно) и две медали мира (Джин).
Подобный карьерный путь - это то, чего другие ожидали от Торгашева, и вскоре у него появились такие же ожидания. Это оказалось неподходящим для него психологическим пространством.
«Думаю, я действительно ставил ожидания и желания выше того, как я на самом деле собирался добраться до этих мест», — сказал Торгашев. «И, конечно же, это просто привело к травме и разочарованию, потому что я всё делал неправильно».
После завоевания юниорского национального титула 2015 года он попытался ускорить процесс обучения четверных прыжков, которые стали монетой царства элитного мужского катания. Результат: сломанная лодыжка, полученная при попытке выполнить четверной тулуп, что потребовало операции по стабилизации большеберцовой кости с помощью трёх винтов, которые были удалены шесть месяцев спустя. Он пропустит весь сезон 2015/16.
«Мой менталитет всегда заключался в том, чтобы просто измельчать как можно больше, пока я не понял, что если что-то перемолоть слишком сильно, оно превратится в пыль», — сказал Торгашев. «Поэтому мне нужно было строить себя, а не просто работать изо всех сил».
Торгашев медленно продвигался по карьерной лестнице в США, заняв пятое место на чемпионате США 2020 года. После этого он занял неудовлетворительное восьмое место на чемпионате мира среди юниоров 2020 года и решил провести вторую смену тренера.
Первые 10 лет после того, как он начал кататься на коньках, Торгашева тренировали во Флориде его родители, Илона Мельниченко и Артём Торгашев , оба выступали за Советский Союз (его мать в танцах, а отец в парном разряде). Неутешительное 13-е место на чемпионате США 2018 года заставило семью переехать в Колорадо-Спрингс, чтобы он мог работать с Кристи Кролл.
Так продолжалось до октября 2020 года. Плохое выступление на ЧМ-2020 заставило Торгашева оценить свои недостатки, особенно технические. Это побудило его самостоятельно переехать в Калифорнию, чтобы тренироваться с Арутюняном, который в то время тренировал будущих олимпийцев 2022 года Чена и Мэрайю Белл и считается мастером-учителем техники прыжков.
«Кристи Кролл — замечательная женщина, которая научила меня многому, что я использую до сих пор, но мне нужен был Раф, чтобы исправить мою технику и сделать меня более стабильным фигуристом», — сказал Торгашев. «Я выжал из Колорадо и этой тренировочной среды всё, что мог. Мне нужно было внести изменения, если я хотел увидеть свой прогресс в фигурном катании».
В течение следующих двух сезонов труднодиагностируемая травма правой ноги вынудила Торгашева изучать методы Арутюняна, наблюдая за игрой с трибун. Он не мог участвовать в соревнованиях как в сезонах 2020–21, так и в сезонах 2021–22, а его аэробная активность ограничивалась вращением педалей с низким сопротивлением на велотренажере. Попав в тупик, он время от времени задавался вопросом, должен ли он сказать: «Хватит».
«Я действительно почти сделал это», — сказал он. «Я переехал в Калифорнию и впервые жил один, и это была просто тяжелая ситуация, и мне было интересно, что еще приготовила для меня жизнь помимо фигурного катания.
«Но потом я быстро осознал, что просто ещё не готов отпустить это. Я все еще люблю этот вид спорта, и я чувствовал, что не реализовал свой потенциал на максимум. Для всех людей, которые помогали мне на этом пути, особенно для моих родителей, я не мог просто отпустить это, не приложив все усилия».
Это стало возможным прошлым летом, после того как врач из Флориды, который делал операцию на лодыжке, диагностировал травму стопы как вывих плюсневой кости и предложил ему на выбор другую операцию или реабилитационную программу, чтобы укрепить стопу и сохранить кость на месте. Он выбрал реабилитацию. Всё идёт нормально.
Перед этим сезоном Торгашев наконец-то смог по-настоящему поработать с Арутюняном. Между собой они разговаривают на русском языке, который Торгашев выучил с юных лет. Он также помогает другим фигуристам понять то, что они слышат от Арутюняна, который открыто признает, что не владеет английским языком.
Торгашеву понадобилось еще время, чтобы понять смысл последовательного посыла тренера о том, что фигуристы должны брать на себя все больше и больше ответственности за собственные тренировки.
«Это огромная перемена во всем, к чему я привык», — сказал он. «С моими родителями и с Кристи в Колорадо тренеры играли огромную роль в моих тренировках и в том, что я делал. Мне казалось, что я просто иду по их стопам. А здесь я разрабатываю этот план и использую знания, которые дает мне Раф».
Травмы пока не позволяют Торгашеву расширить свой четверной репертуар за пределы тулупа (он безуспешно попробовал один четверной сальхов), а четверной тулуп в произвольной программе на чемпионате 2023 года — один из немногих, в которых он приземлился чисто. Арутюнян надеется, что после полноценного межсезонья тренировок Торгашев сможет сделать три четверных в произвольной программе в следующем году и четыре в следующем сезоне.
Что касается предстоящих чемпионатов мира, то у Торгашева он первый на взрослом уровне, и у него нет никаких завышенных ожиданий.
«Я буду наблюдать столько, сколько смогу, получу все знания, которые помогут мне в ближайшие три года достичь конечной цели — Зимних Игр 2026 года», — сказал Торгашев.
Арутюнян был бы рад, если бы фигурист финишировал в десятке лучших. Тренер считает, что Торгашев в будущем может подняться намного выше.
«В какой-то момент нет причин продолжать кататься, если вы не думаете, что можете войти в шестерку лучших в мире», — сказал Арутюнян. «Только шесть лучших зарабатывают деньги».
Торгашеву нужна помощь родителей, и он тренируется, чтобы свести концы с концами в таком дорогом месте, как округ Ориндж, штат Калифорния. Попадание в сборную мира впервые принесет ему существенную поддержку фигурного катания США. Это приятное побочное преимущество того, что его планы вывернуты наизнанку.
«Я с нетерпением жду возможности выступить перед японскими болельщиками, — сказал Торгашев. «Я думаю, что каждый фигурист мечтает оказаться в месте, где катание так ценится, с публикой, которая так увлечена спортом.
«После работы, которую я проделал за последние несколько лет, стремясь вперед, когда все было непросто, я просто собираюсь получить удовольствие прямо сейчас».
Неожиданные удовольствия часто бывают самыми лучшими.