Настя Жаворонкова
https://t.me/representing_notfilled/706
Что Петя Гуменник большой оригинал, мы знали и без турнира шоу-программ. Изначально, кстати, он собирался участвовать с произведением Джона Кейджа 4’33’’(кто вообще не в теме впечатлиться ТУТ), но внезапно организаторы объявили русскую тему.
И любопытно, как получается, идею перекроили, образ перепридумали, а программа все равно осталась очень про Петю. Не скрываясь за художественным сюжетом или лирическим героем, но через светомузыку Скрябина и супрематические образы Малевича, Гуменник выдал судьям целую концепцию. Очень в духе Петра.
По-хорошему, таким номерам нужно либретто, и вовсе не оттого, что «постановщики навертели что-то в духе Грассля», а потому что через такие работы делаются отсылки к другим видам искусства. И, порой, это не для всех профильный «жанр». Но даже без дидактических материалов, есть на что смотреть — движения рук из стиля geometric узнали бы даже немолодые представители ISU, они теперь уверенные пользователи тик-тока, а уж маститым отечественным хореографам тем более есть смысл изучить. Итого, через движения тела к цветам и музыке добавляется форма. Ниже прикрепила наиболее выразительные моменты с хорео.
И пусть этюд, под который катался Петя, взят из раннего Скрябина (тогда дополнительный нотный стан для цветного света композитор еще не добавлял), но синестезией — умением ассоциировать звуки с определенным цветом — он уже обладал. А если дополнить еще, что мечтою Скрябина было объединять со своей музыкой все: звуки, цвета, запахи, поэзию, танец. То, получается, Петя на шаг приблизил нас к воплощению этой задумки композитора, потому что с цветовым оформлением Скрябина исполняют давно (глянуть ТУТ), а вот добавляют форму редко.
И можно, конечно, обсудить, что идея номера вышла слишком сложной, особенно на фоне зарисовок к советскому кино, но что точно добились Петя Гуменник со своим постановщиком — это многозначности, простора для интерпретаций.
..
Может, тут и вовсе был прямой посыл организаторам:
От адептов супрематизма, что важнее «чистое творчество» без условностей цвета, формы и.. темы.
И от Александра Николаевича Скрябина, который так и писал в период позднего творчества: «Минор должен исчезнуть из музыки! Потому что искусство должно быть праздник! Праздник не может быть минорным».