Во второй день соревнований мастеров спорта на "Мемориале Николая Панина-Коломенкина" нам удалось побеседовать с тренером Марией Валерьевной Боровиковой. Мы поговорили о работе над программами Иры и Девида, о тренировках, обязательных танцах и усложнении программ, а также о том, почему Ира и Девид - гармоничная пара.
Благодарим Марию Валерьевну за уделенное нам время, интересный разговор и очень приятное общение и предлагаем вам полную версию интервью.
14-15 сентября состоялись контрольные прокаты. Можете ли вы рассказать, какие в целом отзывы вы с Ирой и Девидом получили от специалистов после прокатов?
- Мы были очень довольны тем, как оценили нас специалисты, судьи. У нас были очень хорошие уровни для начала сезона. По компонентам тоже, хотя, конечно, нужно дорабатывать ещё больше в плане компонентов - и катание, и презентацию, но в целом были довольны.
Вносились ли уже какие-то изменения в программы ребят после контрольных прокатов или пока еще нет?
- Вносились небольшие изменения в ритм-танец, мы немного поменяли хореодорожку и чуть-чуть изменили в начале танца. Совсем маленький момент, у нас там разрыв был немножечко дольше, чем положено, мы его сократили на одну секунду.
Будет ли у Иры и Девида новый показательный номер в этом сезоне?
- Конечно (улыбается). К чемпионату России его будем делать.
Девид говорил, что в межсезонье хочет разучить эффектный сольный прыжок, который нужно вначале опробовать с акробатом, так как он довольно опасный, чтобы пробовать его самостоятельно. Удалось ли Девиду это сделать?
- Мы начинали разучивать его на сборах, без акробата, но пока это ещё в процессе, показывать мы еще не готовы (улыбается).
- Это так опасно звучало...
- Возможно, это не так опасно для одиночников, потому что они привыкли ощущать себя в воздухе, в пространстве, в любой плоскости, для танцоров это сложнее, поэтому Девид так выразился. На самом деле, этот прыжок не настолько опасный, но для танцоров он, конечно, сложный.
- Как можно было бы вставить его в программы?
- Возможно, в хореодорожку.
Над чем ребята работали в межсезонье с Ладой Павлычевой и Петром Семкиным?
- Над разными входами, выходами из поддержек - не конкретно для программ, а просто искали, что поудобнее, подсказывали, как это удобнее сделать.
Ира и Девид сказали в прошлом сезоне: "Техника твизлов у нас совершенно разная и техника всего". И говорили, что скатываться тяжело. Что, на ваш взгляд, было для ребят самым технически сложным в прошедшем сезоне?
- У них на самом деле разная техника, в этом были определённые сложности. Сейчас они уже немножечко притёрлись друг к другу. Те же твизлы стали гораздо ближе, гораздо параллельнее, гораздо стабильнее. Все, что касается поддержек - проблем не было, с вращением тоже проблем не было. Единственное, у них разное немножко катание, но сейчас я бы сказала, что оно уже стало более единым.
Девид сказал, что на тренировках пробует, к примеру, катать фрагменты дорожек Адама Сяо Хим Фа. Означает ли это, что у ребят на тренировках есть индивидуальное время, чтобы разучивать что-то новое просто для своего развития, а не для отработки программ?
- В основном, это время бывает только на сборах. У нас есть один час для того, чтобы они могли самостоятельно поработать над какими-то интересными фишечками, что-то сами попридумывать, поимпровизировать под музыку. Мы этим занимались как раз на сборах. А вот в процессе тренировок на базе в Балашихе, конечно, у нас уже такого свободного времени нет, потому что нам едва хватает, чтобы все отработать.
Многие тренеры и танцоры жалеют об отмене обязательных танцев или хотя бы более цельных секций паттерна. Есть ли у вас и ребят время/желание для того, чтобы разучивать разные обязательные танцы целиком для тренировки навыков и скатывания?
- Времени для этого недостаточно. Если бы, конечно, обязательные танцы не отменили, мы бы однозначно их катали, это время появилось бы у нас. Все специалисты в один голос говорят, что их зря отменили. Это было интересно. Было интересно сравнивать уровень пар. Сейчас оставили такие маленькие кусочки из этих танцев, что ничего не понятно, что же фигуристы делают. И уже не стараются делать качественно, как это было изначально прописано в документах и правилах, делают уже как придется, а, конечно, хотелось бы видеть то, что предписано в шагах в каждом танце, и все это очень красиво, очень четко, эстетично и приятно смотреть. Слава богу, что у нас юниоры катают обязательные. Это интересно, и они все-таки развиваются. И слава богу, что обязательные танцы катают новисы, потому что без обязательных танцев танцы на льду не будут развиваться в качестве скольжения, в качестве катания.
В интервью прошлого сезона вы сказали, что в танцах на льду партнёр в большей степени отвечает за основную часть программы, а партнёрша - за эстетику. Не могли бы вы раскрыть эту мысль более подробно?
- Наверное, это означает, что в процессе проката программы все-таки партнёр больше сконцентрирован на исполнении всех элементов как пары, а не только на себе. То есть он следит и за тем, что он исполняет, и за партнершей: как он её ведет, чтобы не было разрывов, чтобы правильно вести позицию, переводить девочку, допустим, из одной позиции в другую. Это все работа партнёра. А партнерша должна уметь чувствовать партнера, уметь слушаться его в плане переводов из позиции в позицию. Все-таки и физически мальчики у нас гораздо сильнее, чем девочки. Во-первых, они старше, во-вторых, они все-таки мужчины. Поэтому основная часть ложится все-таки на партнёра.
Денис Эдуардович перед началом сезона сказал, что программы Иры и Девида более сложные, чем в прошлом сезоне. Не могли бы вы рассказать, что в танцах на льду означает повысить сложность программ? Может быть, есть примеры усложнений в танцах ребят по сравнению с предыдущими программами?
- Более сложно - это значит избегать беговых шагов, делать кантиленно, делать переходы, связки, элементы так, чтобы все это было вписано в программу и было незаметно, как фигурист входит в элемент. Чтобы это не выглядело как разбег и исполнение какого-то элемента. Для нас это самое важное - чтобы было одно из другого. Один элемент перетекает в другой, в третий, и все это связано интересными шагами, переходами, какими-то фишечками. Конечно, всё еще должно исходить от музыки и её нюансов.
Когда у фигуристов такая насыщенная, наполненная программа, это становится сложно катать, потому что нет времени где-то разбежаться простыми шагами, все на сложных шагах, и если фигуристы с этим начинают справляться, значит, они уже достигают определённого высокого уровня. Сегодня хотелось, чтобы выступили Ира с Девидом и чтобы это было видно.
На что сейчас идёт основной упор в работе с Ирой и Девидом? В каких ключевых моментах вам бы хотелось, чтобы ребята ещё прибавили?
- Пытаемся выкатать произвольный танец от начала и до конца без провалов в середине, где кончаются силы, и где-то срочно нужно их искать. Ребята пока распределяют силы, мы хотим, чтобы они вкладывали больше сил в свою программу и чтобы это держалось до самого конца.
И ещё, конечно, хочется - это самая основная задача, - чтобы они от и до получали наслаждение от своего катания. Очень этого хочется, и всегда хочу, чтобы наши спортсмены умели так себя настроить (и мы стараемся их так всегда настроить), чтобы прокат был в удовольствие, а не выглядел работой. Когда катаешься в удовольствие, и едется легче. И зрители это, конечно, чувствуют.
Во время комментирования ритм-танца на контрольных прокатах Елена Анатольевна Чайковская сказала, что танец Иры и Девида поставлен удобно. Что означает "удобная программа" для фигуристов?
- Удобная программа - это когда шаги и переходы поставлены так, что тело работает естественным образом. Не нужно тело в какую-то неудобную сторону поворачивать. Нет ничего несогласованного между партнёрами, какие-то переходы поставлены, как мы говорим, "удобно".
- Как тренеры и постановщики это определяют? Или это от фигуристов идёт?
- Иногда фигуристы говорят "мне неудобно", но это не значит, что на самом деле это действительно неудобно. Нужно просто много раз попробовать, понарабатывать, потренировать, и, может быть, станет удобно, либо так и не станет. Тогда мы предлагаем и ищем что-то другое. Это чисто постановочное время, когда нужно искать, пробовать. Если что-то не получается, пробовать другое.
Конечно, важный фактор - это возможности спортсмена. У всех разные двигательные возможности. Тогда включается работоспособность и большое желание это сделать хорошо.
Вы назвали Иру и Девида гармоничной парой. Что вы вкладываете в это определение?
Они внешне очень красивые оба, они очень подходят друг другу и по характеру, и по катанию. И они такие... обволакивающие.