Мария Сотскова: серебро Финала Гран-при для меня как победа
Одна из ведущих российских фигуристок Мария Сотскова завоевала серебро Финала Гран-при в японской Нагое, а на следующий день рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о пережитых ею человеческих чувствах - обиде, злости, жажде, надежде, любви. Еще большей любви, чем когда-либо. И все эти импульсы связаны с одной целью – победой.
- Мария, когда увидели итоговые 215 баллов Кейтлин Осмонд против 216 своих, вы поверили в то, что можете обойти канадку уже сейчас?
- Я уже обходила ее во Франции, когда, конечно, у нее был более неудачный прокат. Но я не раз говорила, что нет непобедимых спортсменок, всех можно обыгрывать. Только это вопрос времени. Конечно, много работать нужно, чтобы выигрывать, и этим я как раз занимаюсь. Я очень хочу, я жажду побеждать и надеюсь, что однажды это случится.
Хотя пока эта серебряная медаль – неожиданность. В моих великих задачах и планах что-то подобное, конечно, было, но то, что это произойдет на самом деле и сейчас, я до последнего не знала. Место в Финале Гран-при стало для меня приятным сюрпризом. После проката я сидела с тренерами в skating lounge и просто смотрела выступления. Понимала, что поднимусь, но не понимала, на какое место. Когда выступила канадка (Осмонд) и я увидела, что она после меня, мне тренер говорит: "Ну все, ты вторая". Я отвечаю: "Ну подождите, еще две участницы". И она: "Ах да, точно, еще две…". Мы были в таком волнении, что не понимали, сколько человек осталось и на какой позиции окажемся в итоге. Когда выступила последняя спортсменка, мы увидели, что - вторые. Для нас это была своего рода победа. Для меня это были эмоции, которые я когда-то видела в Сочи. По телевизору. Когда Елена Германовна (Буянова – тренер Сотсковой и на тот момент тренер олимпийской чемпионки 2014 года Аделины Сотниковой - прим. "Р-Спорт") и Ирина Анваровна (Тагаева, хореограф Сотсковой и специалист, которая также работала с Сотниковой) радовались победе Аделины, а я за нее болела и тоже радовалась. До слез.
- Ваш тренер Елена Буянова после этапа Гран-при в Канаде сказала, что Осмонд, в отличие от вас, откатала с ошибками, но все равно выиграла. Это сильно прижимало психологически?
- Мне было обидно тогда, в Канаде. Потому что я сделала программу на максимуме, а у соперницы были допущены ошибки. Но, на мой взгляд, меня это нисколечко не сбило – меня это разозлило. Тогда мне еще сильнее захотелось побеждать, доказать всем – и судьям, и зрителям, и многим комментаторам в интернете, что все-таки я могу, я никуда не делась, я здесь. И я сейчас. Я приехала из Канады и начала еще более усердно работать, хотя времени до следующего турнира было очень мало – неделя. Но во Франции я показала еще более совершенный вариант своей программы. А здесь (в Нагое) я показала не свой идеал, но очень близкий к нему прокат.
- Да уж, удачно Финал Гран-при прошел для вас.
- В прошлом году я была далека от подиума, а в этом была близка к золоту. Я и тренеры довольны моим выступлением и на данный момент эти соревнования можно считать самыми успешными в сезоне.
- Выбивается из колеи недавний турнир в Шанхае, где фигуристы катали только произвольные программы, и по ее итогам вы уступили Елизавете Турсынбаевой и около трех баллов Елене Радионовой?
- Было неприятно. Но такие турниры меня злят и мотивируют идти дальше.
- Злит отставание в три балла от Радионовой?
- Нет, меня не злит, когда у кого-то больше и кто-то выиграл. Меня злит, что я не выиграла. Что я проиграла. Я очень рада была за всех девочек, потому что все они достойные и все справились с программами, но меня вывел из себя только свой результат. И я не злилась на судей, а только на себя. Что-то делала недостаточно хорошо, чтобы выиграть.
- Бытует мнение, что основная конкуренция за подиум чемпионата страны должна пойти между вами и Еленой Радионовой, с которой вы тренируетесь в одной группе.
- На самом деле шансы велики у всех, все в одинаковых условиях, и я просто не думаю ни о ком. Я тренируюсь изо дня в день, потому что передо мной стоят определенные задачи. Мне все равно до остальных конкуренток, я думаю только о себе и иду к своей цели.
- В чем вы уступаете Осмонд? Если уступаете.
- У нее более сильное катание, более матерое. Она все-таки увереннее себя чувствует на льду и выглядит так же, более уверенно. А мне этому еще нужно поучиться, нужно прибавить силы в катании, в элементах, чтобы они смотрелись на сто процентов четко.
- Но сила катания – элемент не самодостаточный все же.
- На вкус и цвет товарища нет.
- У той же Осмонд ошибок побольше будет, чем у вас, если я не ошибаюсь.
- Думаю, сейчас считать чьи-то ошибки бессмысленно.
- Даже не во вкусе дело. Например, Евгений Плющенко выразил мнение, что катание его ученицы Серафимы Саханович мощнее, чем у двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой. Вообще, с тренером можно и согласиться…
- Наверное, да.
- Но при этом и что толку от этой мощи? Только перспектива, которую нужно еще развивать.
- У всех спортсменов бывают взлеты и падения, не стоит ни одну из девочек списывать со счетов. Каждая может выстрелить в любой момент, каждая опасна, каждую нужно бояться. Просто мы все разные. У кого-то катание более нежное, у кого-то более матерое. Кому-то идут программы побыстрее, кому-то помедленнее. Но все одинаково хороши и в одинаковых условиях.
- А вам мощь необходима в катании?
- Конечно.
- Не забьет ли она все хорошее, что есть в Сотсковой?
- Я считаю, что в мощи мне надо прибавить, это же путь к уверенности. И как раз-таки судьи именно этого ждут от меня. Появится мощь – появится и внешнее представление, что я уверена в себе. А судьи и зрители любят таких.
- Но вас любят за балетность.
- Мы каждый день над этим работаем с хореографом.
- Мощь конфликтует с вашей хореографической традицией?
- В этом и проблема. Но дорога вперед заключается только в том, чтобы в совокупности соединить оба фактора. Тогда это будет уровень. Тот самый, который позволит мне быть более конкурентоспособной.
- Теперь традиционный вопрос в наших беседах: на чемпионат России как на войну идете?
- Думаю, что да. Для меня именно чемпионат России – очень сложный старт. Конкуренция там будет сильнее, чем в Финале Гран-при. Приедут двадцать девочек, которые все делают одно и то же. Любая способна взлететь и опередить других. Но я о конкуренции не думаю и настраиваюсь чисто исполнить программы, а что сделают конкурентки и как оценят судьи - не мое дело. У всех есть желание выиграть, но самое главное – выстоять эмоционально. Потому что очень тяжелый старт именно в этом плане. Я пересматриваю старые фотографии, на которых я во время чемпионата страны, и на моем лице все написано – как мне хочется, но как тяжело это сделать, как даже не то, чтобы страшно, а… страшно хочется (улыбается).
- Но сейчас на вашем лице во время стартов стало больше улыбок.
- Да, мне кажется, что я раскрываюсь и раскрепощаюсь. С каждым выходом на лед я люблю свое дело все больше и больше. Тренеры мне поставили прекрасный показательный номер.
- Экспортный русский танец.
- (Смеется) От него я получаю удовольствие, от тренировок тоже. Поэтому у меня на лице часто улыбка.
- За юниорками, которые в Нагое весь пьедестал взяли, не удалось последить?
- Они тренировались и выступали перед нами, так что с трибуны не получилось, но на видео я их посмотрела. Что сказать, сильные девочки, работают, не стоят на месте.
- Взявшая серебро Финала юниорского Гран-при Алена Косторная будет участвовать во "взрослом" чемпионате России.
- Я так понимаю, они все будут там.
- Нет, победительницы нагойского Финала Александры Трусовой не будет.
- Удивительно. В любом случае, те, кто выступит в Санкт-Петербурге, могут показать себя с самой лучшей стороны. И мало ли, на что они способны.
- Каково ваше отношение к допуску сборной России к Олимпийским играм в Пхенчхане лишь под нейтральным флагом?
- Я об этом вообще не думаю, потому что фигуристов на данный момент это не очень касается, потому что впереди национальный чемпионат, где будет проходить отбор на Олимпиаду, а только сейчас закончился Финал Гран-при, от которого мы все еще не успели отойти. Лично я об этом вообще не думаю и не хочу думать, потому что как будет, так и будет. Мы в любом случае ничего не сможем изменить. Просто нужно работать и делать свое дело.
https://rsport.ria.ru/interview/2017121 … 94152.html