Тренер фигуристов Александр Жулин: у Татьяны Навки и Виктории Синициной - одна стихия © РИА Новости. Владимир Трефилов Перейти в фотобанк
- Посмотрел на фрагменты произвольной программы Виктории Синициной/Никиты Кацалапова и интуитивно ощутил начало конкуренции с чемпионами мира из Франции Габриэллой Пападакис и Гийомом Сизероном.
- С ними? Мы чуть поменяли стиль ребят. Первая часть произвольной – Bach, Air. Воздух. Вот и на льду должно быть всё воздушным. И вторая часть мне очень нравится. Крайне трудно найти быстрый музыкальный кусок, который бы подходил Баху по стилю. Понимаю, что порой такие сочетания выглядят просто ужасающе, но, к сожалению, наши правила принуждают нас к смене ритма. Это трудно совместить, но в этот раз мой друг помог мне найти очень сильную музыку, которая классно сочетается с Бахом. Композиция написана практически в той же канонизации. Это "Аллегро в стиле Пуньяни" Фридриха Крейслера. А танго ритм-танца целиком поставлено по мотивам Verano Porteño композитора Астора Пьяццоллы в исполнении Рауля Гарельо.
И я, и ребята довольны, как получились программы. Они получились и в прошлом сезоне, но, в отличие от него, нам наконец надо начать хорошо выступать.
- Прошлогоднюю произвольную по мотивам из двух концертов Рахманинова, кажется, никто не ругал.
- Я тоже не слышал критики. Нам даже советовали ее оставить и на следующий сезон, но, мне кажется, если мы хотим расти, надо браться за новое.
- Виктория, судя по общению с ней, за прошедший сезон стала психологически сильнее.
- Она и технически ускорилась. Да, она становится сильнее, техничнее. Самое главное, чего нам нужно было добиться, – это эмоционального сочетания Вики и Никиты. Люди все разные. Я очень надеюсь, что в этом году они покажут себя более зрелой парой. Потенциал у них огромный.
- В уровне мастерства они сблизились?
- Да, и психологически они поменялись.
- В чем это выразилось?
- Они стали хорошо тренироваться.
- Этого в прошлом сезоне не было?
- Да они чего-то много выясняли между собой. Были несовпадения в технике, что вызывало дискомфорт, и мы работали над тем, чтобы они стали подходить друг другу в этом плане. Вика проявила колоссальное упорство. Она умно себя вела. Думаю, плоды будут видны.
- Мы с ней много проговорили и подробно прошагали всю ее историю из американского Кэнтона до "Олимпийского", и я заметил, что она стала…
- …уверенной.
- Злой по-спортивному. Она мило говорит, но внутри нее стержень, который она сама вырастила.
- Я очень на это надеюсь. Ей это прямо необходимо! Она должна не сомневаться ни в чем.
- А стоит ли из Синициной выбивать традиционную женщину и помещать ее в другие рамки, с другой харизмой - агрессивной и злой?
- Знаете, когда Таня Навка встала в пару с Ромой Костомаровым, ей очень не хватало резкости. Не было точности исполнения движений. Все плавные части программы она катала очень хорошо, но с быстрыми не справлялась. И Таня это прекрасно осознавала. И Вика это понимает. Стихия Синициной, как и Навки, – лиричное, женское, плавное катание. Но наша общая стихия – спорт. И в ней надо уметь всё.
- Но в новом произвольном танце этого привычного для Виктории стиля вы придерживаетесь.
- Не сказал бы. В танго быстрые куски имеются, и в произвольном один стремительный. И Вика начинает с ними справляться. Но главное, что она начинает справляться с теми задачами, которые перед ней ставят тренеры. Нельзя выступать на своем уровне и говорить: "Мне так удобно". Все-таки Кацалапов – олимпийский чемпион. И для нее это достижение Никиты всегда было небольшой проблемой. А, может быть, и большой. Потому что ей всегда нужно соответствовать ему. От этого у нее был моральный зажим. Нервотрепка. Неудачи. Это непросто – так сразу встать в пару с олимпийским чемпионом. Но прошло несколько лет, и пара стала складываться так, как и должна, исходя из потенциала. Когда на льду просто два красивых сумасшедших человека – это здорово. Но в спорте на льду должны быть прежде всего два атлета – отчасти злых, отчасти лиричных. И Никита должен уметь кататься медленно и пластично.
- У него есть минусы?
- У каждого они есть. Но плюсов у него гораздо больше. А Вика однозначно добавила, и это меня как тренера радует.
- Выяснения отношений между ними, вы сказали, стало меньше.
- Да. Просто Никита такой… Да все Никиту знают, что его обсуждать… Просто ему нужно соответствовать своему возрасту, понимать, что он мужчина и в жизни ему предстоит жениться, отвечать за свою семью. И если это осознание он хотя бы чуть-чуть перенесет на лед, будет великолепно.
- Но мы об этом с вами говорили год назад в мае.
- А мне кажется, что с вами мы говорили об этом и лет семь назад. (Смеется.) А сейчас я очень надеюсь, что в его и ее мозгах что-то произошло. Возможно, на них реально повлияла травма Кацалапова на чемпионате России. Они ведь здорово ехали в произвольном танце. Первые три элемента – на +3! Мне все сказали, что это было просто супер. Они претендовали прям на… А потом эта нелепая травма… Здорово она их шибанула психологически. Слава богу, что не сломались. Меня приятно впечатлило то, что они не стали друг друга обвинять. Вика ни слова не сказала в его адрес. Никита не стал винить тренеров. Они просто покопались в себе, переосмыслили, да и вообще стали меньше разговаривать. По-моему, они хотят делом доказать, что могут добиться многого. Но пока я это не утверждаю, а на это надеюсь.
- В том злополучном произвольном на чемпионате России у Никиты не только физическая боль была?
- Когда я увидел его ногу, она была черная. Она подвернулась, за этим последовал срыв поддержки, затем срыв вращения. Всё развалилось.
- Началось все еще на разминке, как оказывается.
- Да, но он думал, что выдержит. Но потом сказал мне, что во время конца круга понял – всё, ноги нет. Я глубоко не копал эту ситуацию, но склонен спортсменам верить.
- Я сказал Вике, что, по-моему, даже она не поверила сначала, что это травма. Но она мне разъяснила всю проблему, которая была тяжела еще до старта их танца.
- Я помню, как он выходил на прокат. Он уже тогда был никакой. Его томила мысль о боли. Но что об этом говорить, я хочу войти в новый олимпийский сезон и очень верю, что всё будет хорошо. Эта пара явно недокатала своё и недополучила своё.
- С Бобровой и Соловьевым вы бились не один год, добились успехов, сейчас у вас Синицина/Кацалапов с реальными перспективами на новое четырехлетие. Вам самому не будет неудобно вкалывать с двумя дуэтами, которые будут требовать полной самоотдачи?
- Я всегда любил тандемы. Мне нравится, когда у меня две сильные пары. А лучше три. Они сами себя подстегивают. Я был очень доволен, как в прошлом году шла работа между Бобровой/Соловьевым и Синициной/Кацалаповым. Они смотрели друг на друга. Конечно, конкуренция может сыграть как в пользу, так и во вред, но сам я никогда не боялся конкуренции. В прошлом олимпийском сезоне у нас на льду не было ни одного конфликта. Ни разу. Работа шла очень достойно.
- Но, чтобы соединить две пары на одном льду, вам пришлось применить свои педагогические умения, которые наверняка не ограничивались исключительно цитатами о пользе конкуренции?
- Естественно, мне приходилось разговаривать. Но мне повезло, что они все очень правильно отреагировали. Начиная с первой же тренировки, у нас не было ни единого спорного момента. А я уделял им абсолютно равное количество времени.
- Сейчас в случае амбициозных новостей от Кати с Димой придется начинать новую беседу с Викой и Никитой, которые наверняка чувствуют себя первой парой вашей группы.
- Объясним как-нибудь.