– Вы говорили: "Начав тренировать, долго видела перед собой задницы собственного мужа, Жука, Чайковской, Тарасовой. Я и не мыслила, что однажды встану рядом". По собственным ощущениям – когда встали?
– Ох… Я действительно была серой мышкой и никогда себя не переоценивала. Ведь мы, тренеры, – это обслуга. Главный – всегда спортсмен. В моем случае – пара. Мальчик и девочка. С разным уровнем воспитания, образования, мотивации. А ты постоянно, будто в лабиринте, пытаешься нащупать дорогу, которая выведет наверх. Вот честно, нет у меня каких-то необыкновенных качеств – музыкальности, изобретательности, таланта. Всё за счет работы.
– И только?
– Плюс интуиция, терпение, умение взвешивать "за" и "против". Например, хочешь гаркнуть на ученика: "Ты – дурак!" Потом думаешь – ну а дальше-то что? Обидится, огрызнется. Еще и на партнершу сорвется, если вновь что-то пойдет не так. Мне это нужно?
– Едва ли.
– Значит, лучше промолчать. Либо шепнуть на ушко: "Ты ж здоровый, сильный парень. В следующий раз попробуй удержать девочку, не бросай…" Я указала на ошибку, но не унизила. Крика на тренировках у меня не было и не будет. Как и слов на букву "х", "б", "п".
– Не ваш метод?
– Абсолютно! Считаю, я достаточно образована и могу объяснить то, что мне надо, на литературном русском языке. За всю жизнь лишь одну ученицу обозвала дурой.
– Это кого же?
– Наташу Мишкутенок. Было ей лет шестнадцать. Что натворила – не помню. Я тут же извинилась. (!!!)
– У каждого тренера есть момент, когда он жалеет о собственной жесткости. Одно дело – назвать 16-летнюю Мишкутенок "дурой". Но ведь наверняка было что-то серьезнее.
– Не было! Всегда находила объяснения – почему я так поступила. Вам-то кажется, что это жестко. А я считаю иначе.
– До слез девочек доводили?
– Девочки постоянно плачут. Не придаю значения.
– Истерики-то приходилось гасить?
– Оксана Казакова!
– Что за история?
– Она думала, я отдаю предпочтение Бережной и Сихарулидзе. А мой расчет был – создать между парами конкурентную среду. Но такую, чтоб никто не…
– Психовал?
– Не убежал! Если одна пара катается, я работаю с другой. Демонстративно встаю спиной к катку. Делаю вид, что мне неинтересно. Но Казакова все равно ревновала к Бережной: "Вот, ваши любимчики…" Мы придумывали обходной маневр: звонили мужу Оксаны или массажисту. Рассказывали им, что говорить Казаковой. Чтоб разбить ее неуверенность и ревность.
– Удавалось?
– В 1998-м в Нагано для меня не имело значения, кто из них станет первым. Важно – чтоб это была моя пара! Главными претендентами на золото считались Бережная и Сихарулидзе, но в конце программы случилась ошибка. И выиграли Казакова с Дмитриевым. Если б я держала фаворитами одну пару, вторая психологически точно не была бы готова к победе.