Внимательно слежу за дискуссией, мне кажется, речь вообще идет немного о разных аспектах той ситуации. Как мне кажется по дискуссии, никто не спорит, что в какие-то моменты стоило быть аккуратнее с еще не восстановившимся организмом. Кому стоило? И самой Аделине, естественно, т.к. ей это нужнее всего в первую очередь. Но и тренерам, как мне кажется, тоже. Если проф. спортсмен должен сам знать, когда, в каких объемах, чем и сколько ему заниматься, то зачем ему вообще тогда проф. тренер? Ответственности со спортсмена тоже никто не снимает, и в первую очередь - жизнь, потому что именно спортсмен в первую очередь расплатится здоровьем за неверный подход. Но и зоной ответственности тренера это является, по крайней мере до тех пор, пока спортсмен явно не нарушает его указания по восстановлению и тренировкам в этот период (вряд ли Аделина прямо нарушала, нигде по крайней мере такой информации не видела). Если речь идет о неправильном лечении, то и ответственность врачей тоже здесь есть. Но это лишь один аспект.
Второй, о котором, мне кажется, сожалеют многие болельщики Аделины (я сейчас не о конкретных форумчанах, дабы не переходить на личности, а о тех болельщиках, которых знаю лично), заключается в том, что спортсменку не поддержали морально в той степени, в которой это могло помочь возвращению. На протяжении всего периода после Сочи много-много-много раз обсуждали ее мотивацию, и мне кажется, что вера тренера в возможность возвращения на прежний уровень, выраженная в каких-то значимых для спортсменки словах и действиях, могла бы сыграть значительную роль в этой мотивации. Обязан ли тренер заниматься этим аспектом в достаточной степени? Вряд ли, поскольку как минимум трудно оценить ту самую степень. Нельзя предъявить официальную претензию тренеру "мало верили", "мало поддерживали", "неправильно поддерживали". Можно ли сожалеть, что это не было сделано? ИМХО, да, потому что сложно поверить, что для такого ответственного и искренне любящего фигурное катание человека, как Аделина, это бы ни на что не повлияло. Я абсолютно не считаю, что тренер должен бегать за спортсменом с "ну давай же, ты же можешь, ну пожалуйста", тем более если спортсмен не хочет. Но проблема-то в том, что далеко не редки ситуации, когда спортсмен на самом деле хочет, но многое мешает. Лично я бы в этих ситуациях роль тренера не недооценивала.
Для меня все это выглядит примерно так: я не могу сказать, что персонально Буянова виновата, что все так сложилось. Слишком много всего сложилось. Но могу ли я сказать, что она как тренер сделала все возможное для своей ученицы? Тоже нет. И близко нет, и у меня вопросов даже больше (естественно, насколько позволяет знать ситуация) по второму аспекту, чем по первому, если честно. Как, естественно, не могу сказать, что виновата персонально Аделина. Которая тоже, конечно (все люди ошибаются), сделала не все правильно (если под правильным мы понимаем действия, которые приведут к максимальной возможности соревноваться, сохранив здоровье). Но это не мешает мне сожалеть, что все так получилось, и сочувствовать спортсменке, которой не хватило в том числе и моральной поддержки. Я полагаю, этот аспект был бы важен для человека даже в том случае, если бы соревноваться все равно не получилось, даже если бы вообще такой цели не стояло. Просто потому что когда у тебя травма, и впереди непонятно что, а то, что раньше получалось, теперь не выходит, и неизвестно, выйдет ли когда-нибудь - это одно. А когда у тебя травма, неизвестно что впереди и что получится дальше, но еще и близкому проф. окружению в целом пофиг (или по крайней мере так выглядят их действия) - это совсем-совсем другое. Это иногда для спортсмена намного хуже, чем сама по себе травма. Меня совсем не удивляет, что люди в этой ситуации начинают делать не совсем верные шаги в процессе восстановления. Хорошо, что вообще какие-то шаги делают, не прячутся, не зарываются, имеют силы и характер отвлекаться и заниматься чем угодно (а особенно работой, как та же Аделина, и ничего плохого в любой честной работе я так и не вижу), чем зарабатывают нервные срывы, болячки и печальные последствия на всю жизнь (и такое в спорте не редкость).
И тут снова два аспекта. Первый - субъективный: лично я по-человечески сожалею, что рядом с Аделиной не было в сложное время такого тренера, который бы ее провел через этот период иначе. Второй - объективный: несмотря на это в жизни у нее сейчас возможность попробовать себя во множестве разных сфер (и востребованность), возможность по-прежнему на высоком уровне помогать семье - одна из столь важных для нее частей жизни, множество полезных для работы и просто качеств характера, причем не испортившегося характера, востребованность в шоу (любимое ФК), а сколько всего еще впереди. Это я к тому, что Аделина ни разу не бедная-несчастная, мой длинный пост уж точно не призывает ее жалеть, но ведь и далось то, что есть сейчас, вовсе непросто.
Снова отмечу, что я свои выводы сделала исходя из представлений о ситуации, составленных на основе открытых источников: интервью, мнений сторон, размещенных в прессе, увиденного где-то перед соревнованиями или после, увиденного, как вообще это бывает в спорте, в общем, естественно, на истину и чтение мыслей не претендую )