Новое интервью Ссылка
"В один момент опускались руки": Валиева — о будущем и правоте Тутберидзе
Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Камила Валиева в интервью РИА Новости Спорт рассказала о том, что помогло ей не сломаться психологически после событий в Пекине, как она справляется с *нелюбовью* и что мотивирует ее до сих пор продолжать карьеру.
— В этом сезоне вы предстали в новых образах. Помогают ли в этом развиваться ледовые шоу?
— Конечно, мне кажется, ледовые шоу — это самый лучший способ, чтобы попробовать что-то новое и необычное. Я уже участвовала и в "Спящей красавице", и в "Аленьком цветочке", и в "Шахерезаде", сейчас будут "Вечера на хуторе". Все роли очень интересные.
— Вы с 2018 года тренируетесь в группе Этери Тутберидзе. Как сохранить преданность одному тренеру?
— Чтобы сохранить преданность тренеру, надо просто ему очень верить. Я верю Этери Георгиевне и безумно благодарна за ее работу.
— Чем уникальна Тутберидзе?
— Она абсолютный трудоголик и очень требовательная. Она умеет так поставить перед тобой цель, что ты хочешь непременно достичь ее.
— Как находить компромиссы, когда возникают противоречия во время рабочего процесса?
— Как и в семье — надо разговаривать.
— Если сравнивать вашу манеру общения с Тутберидзе в 15 лет и сейчас, поменялась ли она? Стали ли к вам больше прислушиваться?
— Конечно, отношение чуть-чуть поменялось, но не кардинально. Раньше мы говорили только о фигурном катании, сейчас есть и другие темы, просто больше стали разговаривать с Этери Георгиевной о разном. Но дистанцию между тренером и спортсменом нарушать нельзя, она должна существовать. Я это понимаю.
— Может ли Этери Георгиевна признаться, что в чем-то была не права, или тренер всегда прав?
Сложный вопрос. Признавать свои ошибки всем сложно. Но, если честно, то я не помню такого случая, чтобы Этери Георгиевна была не права.
— Дает ли она вам советы по поводу жизни вне льда?
— Я бы не сказала, что это какие-то советы о жизни. Просто бывают разговоры об очень многом.
— К фигуристам всегда приковано много внимания, в том числе негативного. Как справляетесь с *нелюбовью*?
Поначалу было сложно. Старалась даже не читать комментарии, но, к сожалению, иногда попадались какие-то новости. Сейчас уже могу понять, где критика, к которой можно прислушаться, а где просто негатив. Это приходит с опытом.
— Знаю, что некоторые тренеры во время важных соревнований забирают телефоны у спортсменов, пытаясь таким образом оградить их от негатива. Правильно ли они делают?
— Сейчас понимаю, что это очень правильно. Надо было мне потерять свой телефон во время Олимпиады. Отключиться в момент соревнований от социальных сетей - самое лучшее решение.
— В прошлом сезоне некоторые акцентировали внимание на том, что вы выросли, у вас поменялась фигура. Как прошли этап взросления?
— А я его еще не прошла. В прошлом году мне казалось: "О Боже, что произошло?" А это была всего лишь подготовка к этому сезону. Я до сих пор расту. Даже с прошлого сезона еще подросла. Тело меняется, но это нормально, потому что все проходят через этот период.
— На ваш взгляд, должен ли тренер следить за весом фигуриста или это дело каждого спортсмена?
— Меня начали регулярно взвешивать с восьми лет, следили за каждым граммом. Сейчас у нас в группе каждый день взвешивание. Конечно, тренер должен следить за весом спортсменов, но постепенно это должно становиться и личным делом каждого фигуриста.
— Очень важно, чтобы люди вокруг не говорили, что ты поправился на 200 грамм, когда ты еще до конца не вырос. Нужно понимать, что каждый ребенок растет и вес может скакать. А спортсмену важно ориентироваться не только на цифры на весах, но и на свое отражение в зеркале.
— Сейчас многие спортсмены - например, Александра Солдатова, Елизавета Худайбердиева - открыто высказываются о теме РПП. Удивляют ли вас подобные истории?
— Нет, не удивляют. Чтобы избежать таких моментов, тренеры и родители должны рассказывать детям о важности правильного питания, а не запрещать что-то.
Вы уже показали, что способны выигрывать и без элементов ультра-си. Что тогда мотивирует их восстанавливать?
Внутреннее ощущение, как бы странно это ни звучало. Вы не представляете, какую эйфорию испытываешь во время четверного прыжка. Очень хочется вернуть это прекрасное чувство исполненного четверного.
— Для вас фигурное катание - это больше про техническую сложность или компоненты?
— Это извечный спор. В этом и сложность фигурного катания, что тебе нужна и техника, и компоненты. Если есть большое количество прыжков, а скольжение не очень, то смотреть на такое катание не совсем интересно. И в то же время, если ты очень хорошо катаешься, но у тебя нет прыжков - этого недостаточно для призовых мест или победы.
— Не кажется ли, что с отстранением российских спортсменов гонка за четверными как будто бы пошла на убыль?
Наверное, вы имеете в виду девочек? Потому что у мальчиков с четверными все более чем прекрасно. Гонка на убыль не пошла. Это просто смена поколений. Большинство девочек, с которыми я соревновалась, на данный момент не выступают, а у юниорок с четверными все в порядке, но они пока не могут соревноваться со взрослыми. Пройдет совсем немного времени, подрастут и наведут шороха!
— Кстати, Илья Малинин исполнил четверной аксель. Как оцените эту попытку?
— Восхищена Ильей. Так прыгать и делать это настолько легко… Невероятно! Хочется аплодировать стоя и благодарить его за самоотверженность. Здесь сложилось все: техника, его природные данные и внутренние ощущения спортсмена. Мне кажется, что Илья просто особенный, он очень талантливый.
— Как думаете, увидим четверной аксель от наших парней?
Конечно, даже не сомневаюсь.
Вами восторгаются очень многие. Как в таком юном возрасте найти в себе силы, чтобы выдержать все испытания?
Наверное, что-то есть внутри меня, какой-то стержень, который, возможно, я сама не осознаю. Конечно, был момент, когда опускались руки. Но тогда помогала любовь к своему делу, поддержка тренеров, родных, друзей. Особенно это помогает, когда от тебя не отворачиваются в трудный момент.
— Вы сейчас выглядите очень уверенно, несмотря на все обстоятельства. Что помогает абстрагироваться?
— Как бы сложно ни было, нужно жить дальше. Я просто хочу заниматься своим любимым делом, которому я посвятила так много лет.
— Алина Загитова открывает свою школу фигурного катания в Казани. Хотели бы в будущем открыть свою школу?
— Так далеко я не загадываю. Это вопрос не одного дня и даже не одного года. Но вот поработать тренером мне было бы точно интересно. Надеюсь, и фигуристам я смогу что-то подсказать, поэтому этот вариант я бы точно не исключала.
— Чего бы пожелали себе в новом году?
— Побольше уверенности и делать все возможное, чтобы достичь своих целей.